Анализ условий реализации КПТО выполняется на основе перспектив социально-экономического развития Красноярского края с учетом сдерживающих и способствующих развитию факторов, определяющих в перспективе конъюнктуру транспортного рынка.
Конкурентные позиции Красноярского края определяются сочетанием его сильных и слабых сторон, ограничений и возможностей развития, потенциальных внешних угроз.
Сильные стороны Красноярского края связаны с его уникальным экономико-географическим положением и большими резервами территорий, свободных для развития бизнеса и проживания населения, с исключительно богатым природно-ресурсным потенциалом, с развитыми топливно-энергетическим комплексом и транспортной инфраструктурой центральных и южных районов, с формирующейся на новых принципах мультиотраслевой системой высшего образования и научно-исследовательских институтов.
Слабые стороны региона обусловлены произошедшей в годы рыночных реформ деиндустриализацией <1> районов Красноярского края в зоне сплошного хозяйственного освоения, примыкающей к Транссибирской магистрали, высоким уровнем монополизации в отраслях специализации, удаленностью от мировых рынков сбыта, низкой транспортно-коммуникационной освоенностью северных районов, низкой долей производств глубокой переработки продукции, недостаточным уровнем развития инновационного предпринимательства, недостатком трудовых ресурсов.
________________
<1> Под "деиндустриализацией" в данном контексте понимается сокращение в структуре промышленного комплекса края доли предприятий, осуществляющих производство продукции высоких переделов и продуктов конечного потребления, прежде всего, машиностроения, химии, легкой промышленности.
Возможности развития Красноярского края связаны с дальнейшим расширением использования потенциала традиционно сильных отраслей региональной экономики. При этом максимально эффективно эти возможности могут быть использованы в случае изменения преимущественно сырьевой направленности экономики региона в сторону индустриального развития. Для реализации имеющихся возможностей необходимо развитие базовых сырьевых отраслей экономики края, которые не только создают предпосылки роста нового перерабатывающего сектора, но и формируют спрос на продукцию обрабатывающих отраслей, в частности, машиностроения.
Степень реализации имеющихся возможностей будет зависеть и от общероссийской экономической политики. При переориентации российской экономики на инновационное развитие краевой сектор переработки добываемого сырья, топлива и древесины получит импульс к развитию на новой технологической основе, что позволит существенно увеличить эффективность использования природных ресурсов края.
На реализацию потенциальных возможностей края положительное влияние могут оказать такие факторы, как строительство новых транспортных коридоров на территории Сибири и Дальнего Востока и развитие новых транспортно-коммуникационных связей между Европой и странами АТР, реализация новой экономической политики в развитии территории Сибири и Российской Арктики, усиление интеграционных связей российских регионов.
Основные угрозы и ограничения для развития Красноярского края могут быть связаны с неустойчивой конъюнктурой на мировых рынках цветных металлов и углеводородов, с ростом стоимости инвестиционных ресурсов и цен на продукцию и услуги естественных монополий, прежде всего, в области транспорта, с сохранением инфраструктурных ограничений, с недостаточной эффективностью федеральных мер по стимулированию развития на территории регионов Сибири глубокой переработки добываемого сырья и производства продукции с высокой добавленной стоимостью, с ужесточением конкуренции со стороны Китая на рынках продукции первого передела.
Сильные стороны и возможности развития Красноярского края в сочетании с реальными возможностями региона по проведению эффективной экономической, социальной, инвестиционной, инновационной и экологической политики в целях нейтрализации слабых сторон и потенциальных угроз, дают основание оценивать конкурентные позиции края как очень высокие.
Для Красноярского края целесообразно рассматривать перспективу развития не в формате усиления конкуренции с другими регионами за привлекаемые ресурсы и инвестиции, а в качестве самодостаточной территории с уникальной специализацией, взаимодополняющей хозяйственные комплексы других сибирских регионов.