КПТО разработан на основе ситуационного анализа условий с учетом определения сдерживающих и способствующих развитию факторов, определяющих в перспективе приоритеты транспортного комплекса.
Выявляются позитивные, негативные факторы, а также ключевые возможности по следующим направлениям:
внешняя макросреда, включая политические, экономические, социальные, технологические, правовые тенденции;
среда влияния - факторы внешней среды, которые развиваются во взаимосвязи и во взаимозависимости с развитием транспортной системы: развитие пригородных территорий, непосредственно тяготеющих к железной дороге или автомобильным магистралям, распределение мест предложений труда и ряд других;
внутренняя среда, включая тенденции развития спроса и предложения транспортных услуг, регулирование и поддержка развития инфраструктуры и перевозочной деятельности.
В результате анализа выделяются следующие ключевые негативные факторы, сдерживающие развитие транспортной системы:
1) во внешней макросреде:
замедление экономического роста;
сдержанные темпы улучшения инвестиционного климата, снижение деловой и потребительской активности населения;
развитие кризисных явлений в экономике Российской Федерации;
высокий уровень инфляции;
2) в среде влияния:
повышение уровня автомобилизации с сохранением отрицательной динамики спроса на пригородные пассажирские перевозки общественным транспортом;
неполное бюджетное возмещение убытков отрасли, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов;