ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

от 20 июня 2016 года N 53-РЗ


О некоторых вопросах организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Коми и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Коми

(с изменениями на 30 декабря 2023 года)

(в ред. Законов Республики Коми от 21.12.2018 N 116-РЗ, от 01.07.2021 N 56-РЗ, от 04.07.2022 N 52-РЗ, от 31.10.2023 N 90-РЗ, от 30.12.2023 N 110-РЗ)




Принят
Государственным
 Советом Республики Коми
9 июня 2016 года



Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством регулирует некоторые вопросы, связанные с отношениями в области организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Коми.



Статья 1. Понятия и термины, используемые в настоящем Законе


Понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об опеке и попечительстве", иными федеральными законами, регулирующими правоотношения по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству.



Статья 2. Правовая основа организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Коми


Правовую основу организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Коми составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об опеке и попечительстве", Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Коми, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Коми.


(в ред. Закона Республики Коми от 04.07.2022 N 52-РЗ)



Статья 3. Категории несовершеннолетних, в отношении которых органы опеки и попечительства в Республике Коми участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы


Органы опеки и попечительства в Республике Коми участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с категориями несовершеннолетних, указанными в статье 5 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", которые относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.



Статья 4. Категории несовершеннолетних, в отношении которых органы опеки и попечительства в Республике Коми в пределах своей компетенции осуществляют защиту их прав и законных интересов


1. К категориям несовершеннолетних, в отношении которых органы опеки и попечительства в Республике Коми в пределах своей компетенции осуществляют защиту прав и законных интересов, относятся:


1) дети-сироты;


2) дети, оставшиеся без попечения родителей;


3) несовершеннолетние, нуждающиеся в помощи государства, - несовершеннолетние, имеющие родителей, которые не могут по независящим от них обстоятельствам исполнять свои обязанности в отношении детей, или которые злоупотребляют своими родительскими правами, или которые совершают действия (допускают бездействие), нарушающие права и законные интересы несовершеннолетних.


2. Критерии и порядок признания несовершеннолетнего нуждающимся в помощи государства со стороны органов опеки и попечительства в Республике Коми устанавливаются Правительством Республики Коми.



Статья 5. Полномочия Государственного Совета Республики Коми в области организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Коми


К полномочиям Государственного Совета Республики Коми в области организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Коми относятся:


1) принятие законов Республики Коми в области организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Коми;


2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Коми в области организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Коми;


3) иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Коми и законами Республики Коми.


(п. 3 в ред. Закона Республики Коми от 04.07.2022 N 52-РЗ)



Статья 6. Полномочия Главы Республики Коми в области организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Коми


К полномочиям Главы Республики Коми в области организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Коми относятся:


1) определение структуры органов исполнительной власти Республики Коми в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Коми;


2) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Коми.



Статья 7. Полномочия Правительства Республики Коми в области организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Коми


К полномочиям Правительства Республики Коми в области организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Коми относятся:


1) участие в обеспечении реализации единой государственной политики в области опеки и попечительства;


2) определение уполномоченного органа исполнительной власти Республики Коми в области организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в Республике Коми, по формированию и ведению регионального государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;


(в ред. Закона Республики Коми от 04.07.2022 N 52-РЗ)


3) установление нормативной численности специалистов органов опеки и попечительства в Республике Коми;


4) установление порядка осуществления контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в Республике Коми;


4-1) установление порядка осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также за распоряжением ими;


(п. 4-1 введен Законом Республики Коми от 21.12.2018 N 116-РЗ)


4-2) установление порядка подготовки акта органа опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;


(п. 4-2 введен Законом Республики Коми от 31.10.2023 N 90-РЗ)


5) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Коми.



Статья 8. Задачи органов опеки и попечительства в Республике Коми


Основными задачами органов опеки и попечительства в Республике Коми для целей настоящего Закона являются:


1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;


2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;


3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;


4) иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами Республики Коми.



Статья 9. Полномочия органов опеки и попечительства в Республике Коми


1. К полномочиям органов опеки и попечительства в Республике Коми в соответствии с федеральным законодательством относятся:


1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;


2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;


3) установление опеки или попечительства;


4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;


5) освобождение и отстранение в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;


6) выдача в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;


7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;


8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Республики Коми или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;


9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;


10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»