Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СТОЛИЧНОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА 2010 - 2015 Г.Г."

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Охрана здоровья населения города Якутска является одним из приоритетных направлений социальной политики в период мирового финансового кризиса, экономики и социальной сферы.

Сегодня очевидна необходимость принятия мер по повышению качества медицинской помощи, определению приоритетных направлений по снижению смертности населения и, в первую очередь, населения трудоспособного возраста. Среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, необходимо отметить снижение общего качества жизни значительной части населения. Это низкий уровень заработной платы или пенсионного обеспечения, что влечет ухудшение условий жизни, труда, отдыха. Кроме того, отражается на качестве здоровья горожан и состояние окружающей среды, качество и структура питания, чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

В городе Якутске сохраняется неблагоприятная медико-демографическая ситуация, несмотря на высокий уровень рождаемости, по данным родильных отделений Якутской городской клинической больницы и Национального центра медицины по городу Якутску и прилегающим территориям в 2008 г. родилось живыми 5 311 детей (2007 г. - 4 450), что на 861 новорожденных больше, чем в прошлом году, при этом коэффициент рождаемости составил - 21,6 на 1 000 населения (2007 г. - 17,2 и 2006 г. - 16,2). Тем не менее отмечается ежегодный рост показателя смертности населения, в том числе и среди детей. В 2008 г. на территории городского округа "Город Якутск" умерло всего 58 детей и подростков в возрасте от 0 до 17 лет. В структуре причин младенческой смертности на первом месте - перинатальные причины - 36%. Второе место занимают врожденные пороки развития у плода и новорожденных - 36% - 14 случаев, в 2007 г. - 19,4% (7 случаев), в 2006 г. - 20,8% (5 детей), что говорит о низком качестве проводимой дородовой (пренатальной) диагностики, таким образом определяется острая необходимость открытия городского пренатального центра для внедрения дородовой диагностики как основного резерва снижения младенческой смертности.

На территории города Якутска определен низкий уровень средней продолжительности жизни, составив в 2008 году 65,6 лет, по данным Российской Федерации этот показатель достигает 67,7 лет, по критериям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) до 75 лет.

По данным лечебно-профилактических учреждений население г. Якутска на 01.01.2009 составляет 245 999 тыс. человек. Возрастная структура населения выглядит следующим образом: взрослое население - 176,6 тыс. человек, в том числе дети и подростки - 59,4 тыс. человек. Трудоспособное население в 2008 г. уменьшилось на 2 458 человек, жители старше 60 лет составляют 28,5% от всего населения столицы, прослеживается тенденция к дальнейшему старению населения. Ежегодный прирост количества населения, как и в предыдущие годы, происходит в большей степени за счет миграционных процессов, в 2008 г. данный показатель составил 11,1%, большая часть приезжего населения приходится на подростков и возрастных людей, что сказывается на специфике оказания медицинской помощи.

Несмотря на увеличение количества жителей столицы штатное расписание медицинских работников не пересматривалось с XX столетия, что не могло не отразиться на качестве и доступности медицинской помощи. Кадровая политика здравоохранения строится на принципах качественного и квалифицированного состава руководящих кадров отрасли и специалистов, работающих в ней. Обеспеченность врачами в городе Якутске в 2008 г. составила 37,1 на 10 000 населения (в РС(Я) - 47,9 на 10 000 человек). За последние десятилетия в системе здравоохранения столицы, преимущественно в специализированной помощи, сложилась ежегодно увеличивающаяся нехватка врачебных кадров, достигающая к настоящему времени 32,2%. Количество штатных должностей медицинских работников в столице из года в год остается в дефиците, и на начало 2009 г. составляет 1 115 единиц. В каждом медицинском учреждении не хватает от 12 до 20 врачей различных специальностей. Основной рабочей силой являются вчерашние студенты или специалисты пенсионного возраста. Управлением здравоохранения регулярно инициируется вопрос о перераспределении штатных единиц за счет районов с выраженной внутренней миграцией по принципу подушевого финансирования. В настоящее время данный вопрос находится на рассмотрении в территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

Основной задачей муниципального здравоохранения является оказание первичной медико-социальной помощи, где основная роль отведена амбулаторно-поликлиническому звену, что является наименее затратным и достаточно эффективным видом медицинской помощи, поэтому в последние годы Правительством Российской Федерации делается акцент на развитие именно этого вида помощи. В настоящее время соотношение объемов финансирования стационарной помощи и амбулаторной помощи составляет 70/30. Необходимо, чтобы это соотношение составляло 40/60. Амбулаторно-поликлиническую помощь населению города Якутска оказывают 16 амбулаторных учреждений как самостоятельных, так и в составе больничных учреждений, и 4 фельдшерско-акушерских пунктах. Количество посещений врачей (вместе со стоматологами) в 2008 г. составило 1 877 796. Число посещений на одного жителя составило 8,0 в 2004 году - 8,2. По нормативам программы государственных гарантий этот показатель должен быть равен не менее 9,2 посещения на одного жителя.

Из-за недостаточного систематического финансирования на всех уровнях значительно сократились объемы приоритетного направления служб первичного звена - профилактической работы, и как результат рост медико-социальных заболеваний. К примеру, в течение 2008 года на территории г. Якутска было зарегистрировано 263 случая заболеваний туберкулезом (показатель на 100 тысяч населения составил 98,4, что выше показателя 2007 на 14,8%). Всего за период с 1996 по 2008 год на территории города зарегистрировано 169 ВИЧ - инфицированных, только по итогам 2008 года выявлено 15 носителей ВИЧ инфекции. Ежегодно регистрируются запущенные формы онкологических заболеваний, неинфекционных патологий, что отражается на качестве здоровья населения столицы в целом.

Традиционным является мнение пациентов, что качественная медицинская помощь может быть оказана только в стационаре. Для изменения этого мнения и переноса акцента с более затратной стационарной помощи на более дешевую - поликлиническую, необходимо создание должных условий для работы врачей, оснащения поликлиник современным медицинским оборудованием. Для повышения качества обслуживания необходимо ввести в практику критерии оценки деятельности и контроля качества работы медицинских работников и медицинских учреждений. Система управления качеством в здравоохранении - это структурный элемент всей отрасли, включающий в себя специфические организационно-технические мероприятия и алгоритмы по обеспечению и улучшению качества. Уровень качества должен осуществляться во всех звеньях медицины организационными мероприятиями, направленными на оптимизацию использования ресурсов, внедрение современных технологий, мониторирование результатов с последующей корректировкой. Определение уровня качества строится на сопоставлении реальной ситуации с "эталоном", которым являются стандарты оказания медицинской помощи по различным заболеваниям. В настоящее время на муниципальном уровне преобладают неэффективные, больше формальные формы контроля качества, такие как инспекция медицинской документации.

Таким образом кадровый дефицит, плохая оснащенность требуют перепрофилирования некоторых отделений имеющихся лечебно-профилактических учреждений в соответствие с демографической ситуацией, а также во исполнение федерального законодательства. В ходе реализации Программы планируется изменить работу стационаров и принять нормативные правовые акты, регламентирующие их работу.

На протяжении последних лет на территории города Якутска проводилась планомерная реструктуризация коечного фонда лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Результатом этой работы явилось прикрепление коечного фонда пригородных больниц к учреждениям города, что позволило сохранить коечную мощность, но не решило вопроса эффективного использования стационарного фонда.

Сегодня проблемой оказания стационарной помощи населению остается ее доступность. В последние годы работа по оптимизации коечной сети строилась совместно с республиканскими медицинскими службами, в результате чего после принятия 131 Федерального закона о разграничении полномочий возникла острая проблема по оказанию стационарной помощи детскому населению. Кроме того, город Якутск остался без каких-либо хирургических служб. Управлением здравоохранения разработаны организационные мероприятия по восстановлению детского соматического стационара на базе МУ "Детская городская клиническая больница N 2", с привлечением материальной базы МУ "Детская городская больница" и хирургического стационара на базе МУ "Якутская городская клиническая больница", согласно имеющимся ресурсам муниципального здравоохранения. Сегодня уже закуплена часть операционного оборудования, ведется планомерная работа по подготовке и переподготовке кадров.

В современном здравоохранении особое место занимает модернизация существующих медицинских помещений. В настоящее время материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений города Якутска из-за длительной эксплуатации ветшает, что приводит к физическому и моральному износу зданий, аварийному состоянию, невозможности их дальнейшей эксплуатации, создает проблемы с получением и продлением лицензий на медицинскую деятельность. Для того чтобы исправить положение необходимо строительство как объектов государственного, так и муниципального здравоохранения.

Во многом все эти проблемы решаются в ходе реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения. Однако отсутствие планомерного расширения или реконструкции существующих площадей муниципальных ЛПУ сдерживает развитие в них современных видов медицинской помощи. Поддержание работы оборудования, обеспечение его расходными материалами, разработка критериев оценки работы врачей, создание действующих систем детской, хирургической и экстренной помощи и другие проблемы требуют решения программными методами.

Так в целях улучшения методов диагностики, сокращения сроков ожидания манипуляционных процедур, функционального исследования необходимо переоснастить лечебно-профилактические учреждения современным медицинским оборудованием (рентген, лабораторными и функциональными аппаратами). Для снижения основного показателя муниципального образования - младенческой смертности необходимо открытие пренатального (дородового) центра и отделения реанимации новорожденных. Управлением здравоохранения подготовлены требуемые площади, обучены специалисты для развития данного вида медицинской помощи, но без оснащения ультразвуковыми аппаратами экспертного класса, реанимационного оборудования для новорожденных, в том числе с экстремально низкой массой веса оказание данного вида помощи невозможно. При поставке медицинского оборудования в лизинг муниципальное здравоохранение может закрыть потребность в модернизации медицинским оборудованием лечебно-профилактических учреждений в течение пяти лет.

В настоящее время по опыту многих стран широко развито Государственное партнерство между частными структурами и муниципальными учреждениями. К сожалению в городе Якутске, несмотря на большую сеть платных клиник, они не имеют достаточной материально-технической базы, тем не менее сотрудничество с муниципальными поликлиниками предусмотрено на договорных обязательствах по определенным видам медицинских услуг с ежегодным расширением перечня.

Важным элементом деятельности здравоохранения города Якутска является оказание скорой и неотложной медицинской помощи. В настоящее время в городе Якутске работает МУ "Станция скорой медицинской помощи". Число лиц в 2008 году, которым была оказана скорая и неотложная помощь, по городу составляет 113 528 вызовов с перевыполнением плановых показателей на 141,9% населения (показатель на 1 000 населения составляет 402, норматив - 318). Госпитализируют в стационар 16,3% пациентов от выполненных вызовов, то есть большую часть работы скорой помощи составляет неотложная помощь, что еще раз подтверждает слабую работу первичного звена. Радиус оказания экстренной медицинской помощи в городе, включая пригороды, составляет 1,6 км при единственной базе МУ "Станции скорой медицинской помощи", что удлиняет время доезда до 30 мин. Рациональным и целесообразным в настоящее время является организация подстанции МУ "Станции скорой медицинской помощи", оказывающей экстренную помощь. Рассредоточение службы скорой медицинской будет способствовать более рациональному использованию средств муниципального бюджета. Для повышения доступности оказания скорой и неотложной медицинской помощи необходимо открытие дополнительных подстанций МУ "Станция скорой медицинской помощи" на территории поселков Табага и Марха.

В настоящее время одной из существенных проблем является утилизация медицинских отходов. В рамках Программы планируется оснащение крупных лечебно-профилактических учреждений современным технологическим оборудованием по утилизации медицинских отходов класса "Б" и "В", что позволит создать условия для лечебно-профилактических учреждений по организации сбора, временного хранения, обезвреживания и утилизации медицинских отходов класса "Б" и "В", что определит непосредственное влияние на улучшение эпидемиологической и экологической ситуации в городе Якутске.

В современных условиях развития информационных систем необходимо широкое внедрение информационной поддержки на всех этапах управления системой здравоохранения. Кроме того, внедрение современных технологий получения, обмена и использования информации на всех уровнях позволит увеличить эффективность системы управления, повысить качество оказания медицинской помощи (путем внедрения протоколов ведения больных, стандартов оказания медицинской помощи, организации автоматизированных рабочих мест врачей), более рационально использовать имеющиеся кадровые, финансовые и материальные ресурсы здравоохранения.

Таким образом, улучшение состояния материально-технической базы существующих учреждений здравоохранения города, а также приведение в соответствие с нормативными требованиями площадей лечебно-профилактических учреждений, условий пребывания пациентов позволит расширить лицензию на медицинскую деятельность, улучшит условия труда медицинского персонала, создаст возможность отработки новых прогрессивных технологий диагностики и лечения. Повышение профессионального уровня медицинских кадров позволит в конечном итоге сохранить крупные финансовые средства за счет сохранения и увеличения трудового потенциала.

Житель города Якутска должен быть уверен, что в любом лечебно-профилактическом учреждении столицы он получит квалифицированную медицинскую помощь. Это право ему гарантируется Законом Российской Федерации "Об обязательном медицинском страховании".