7.3. Территориально-пространственные элементы Якутской городской агломерации
Возможны следующие варианты формирования Якутской городской агломерации.
Вариант 1. Базовый (инерционный). Развитие городского округа в существующих границах и тенденциях, заложенных в плане социально-экономического развития округа до 2017 г. и по пятилетиям до 2032 г.
Инерционность варианта проявляется в нерегулируемом развитии округа, в осуществлении застройки без учета нормативных возможностей имеющихся ресурсов и технических регламентов, отсутствии развитой транспортной инфраструктуры (развязки, парковки, подъездов к крупным предприятиям, торговым центрам), в формировании целостных комплексных архитектурно-планировочных районов и зон города. Сохраняющаяся практика выделения дачных участков из фонда земель сельскохозяйственного назначения приведет к сокращению ценных сельскохозяйственных территорий для создания агропояса города, разрушению экологического и рекреационного потенциала территории, прилегающей к городу, уничтожению биологического разнообразия.
Вариант 2. Инновационный (оптимистический). Развитие городского округа с учетом Генерального плана, строительства моста через Лену к 2020 году и сокращения бюджетных трансфертов в связи с установлением круглогодичного транспортного сообщения. Развитие функциональных и архитектурно-планировочных зон стихийно складывающейся городской агломерации будет происходить в результате диверсификации новых производств и экономических кластеров. При этом следует учесть, что Якутск имеет административные функции высокого уровня и способен по своему размеру и экономическому потенциалу формировать объединения (агломерации) на более обширной территории, не ограничиваясь только границами городского округа.
Необходимо добиться усиления связности территории за счет модернизации транспортных коммуникаций (улучшения качества автодорог), которое сократит затраты времени на передвижение от пригородных поселений до города-центра и обратно. При этом для разгрузки существующего исторического ядра города от излишней насыщенности транспортной, социальной, коммуникационной, институциональной инфраструктурой Окружная администрация города Якутска совместно с администрациями пригородных поселений должна находить консенсус в решении развития двух "совмещенных" процессов: с одной стороны, город-центр стимулирует развитие пригородных поселений, что является средством решения его собственных проблем (вынос части производств, создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие рекреационных баз и т.п.), а с другой стороны, - активность внешних субъектов (министерств, компаний, промышленно-финансовых групп) в использовании благоприятных условий на территории города-центра для размещения подведомственных им объектов.
Инновационность данного варианта развития городского округа состоит в диверсификации новых производств и экономических кластеров, перераспределении производства из центра в поселения - ближайшие спутники, в компенсаторных механизмах и технологиях, применяемых в новых производствах.
Вариант 3. Инновационно-медианный. Развитие Якутской городской агломерации с учетом строительства моста через Лену до 2032 г. и выходом территории города на коренной берег. Зона агломерированного развития городского округа расширится за счет поселений соседних административных районов, находящихся в зоне полуторачасовой изохронной транспортной доступности. Это райцентры Хангаласского, Намского и Мегино-Кангаласского районов. С окончанием строительства и началом эксплуатации железной дороги и моста через р. Лена рабочий поселок Нижний Бестях станет городом-спутником Якутска и крупным международным транспортно-логистическим узлом. В целом строительство моста даст возможность круглогодичного обеспечения города свежей сельскохозяйственной продукцией из заречных сельскохозяйственных районов, быстрой транспортировки населения и грузов.
Для перспективного развития Якутской городской агломерации необходим перенос строительства городских территорий в зону коренной террасы, что позволит расширить территорию агломерации, так как притягательность ее для населения окружающих районов существенно увеличится, начать застройку с минимальными затратами на инженерное обустройство и обезопасить население от ежегодных наводнений.
За пределами 25 - 30 годов необходимо резервировать территории под создание городских поселений - "противовесов" на расстоянии половины расчетной величины радиуса зоны свыше 2-часовой изохронной доступности - потенциалов двух смежных направлений перспективного расселения, умноженных на коэффициент связанности. В пределах этих направлений расселения на половине расстояния от города Якутска до микрорайона Кангалассы на севере агломерации можно создать условия для строительства микрорайона города - города-спутника с численностью населения не менее 15 - 20 тыс. чел. на первом этапе (2025 - 2032 годы). Подобное решение позволит распределить часть административных и ряд хозяйственных функций столичного округа между новым городом и микрорайоном.
Инновационно-медианный вариант состоит в развитии агломерации во многом стихийно-регулируемой на основе соблюдения разрабатываемых планировочных решений и градостроительных документов. В то же время предлагаемый вариант основан на реализации новых подходов и инновационных технологических решений создания комплекса коммуникаций, инновационной инфраструктуры, нового строительства при росте города в направлении коренного берега и городов - спутников - противовесов, перераспределяющих и компенсирующих многие функции города-ядра.