3.5.2.1. Внешний транспорт, размещаемый на межселенных территориях и в границах городских округов и поселений, должен обеспечивать потребности населения поселений во внепоселенческих трудовых (ежедневных и периодических - вахтовых и экспедиционных) и культурнобытовых (межселенных) передвижениях и проектироваться во взаимосвязи с транспортными системами населенных пунктов.
3.5.2.2. Внешний транспорт (автомобильный, железнодорожный, водный и воздушный) следует проектировать как комплексную систему во взаимосвязи с улично-дорожной сетью и видами общественного транспорта, обеспечивающую необходимый уровень комфорта перевозки пассажиров, безопасность, экономичность строительства и эксплуатации транспортных сооружений и коммуникаций, а также рациональность местных и транзитных перевозок и сохранение экологии района.
3.5.2.3. Для улучшения обслуживания пассажиров и обеспечения взаимодействия для этого различных видов транспорта целесообразно проектировать объединенные транспортные узлы различных видов транспорта (пассажирские вокзалы и автостанции).
Пассажирские вокзалы (станции) (автомобильного, железнодорожного, водного транспорта и аэровокзалы) следует проектировать, обеспечивая транспортные связи с центрами городских округов и поселений, их жилыми и промышленными районами и другими населенными пунктами, учитываемыми и неучитываемыми в административном и муниципальном делении.
По пропускной способности и единовременной вместимости вокзалы классифицируются в соответствии с таблицей 45.
Таблица 45
Вокзалы | Железнодорожные | Речные | Автобусные | Аэровокзалы | |
в аэропортах | городские | ||||
Расчетная вместимость зданий, пас. | Расчетная пропускная способность здания, пас/ч | ||||
Малые | до 200 | до 100 | до 200 | до 400 | до 200 |
Средние | св. 200 до 700 | св. 100 до 400 | св. 200 до 300 | св. 400 до 1500 | св. 200 до 600 |
Большие | св. 700 до 1500 | св. 400 до 700 | св. 300 до 600 | св. 1500 до 2000 | св. 600 до 1000 |
Допускается предусматривать объединенные или совмещенные пассажирские вокзалы для двух и более видов транспорта. При проектировании объединенных вокзалов их величина определяется по суммарной расчетной вместимости или расчетной пропускной способности.
В городских округах и городских поселениях, обслуживаемых аэропортами с пассажирским потоком не менее 2 млн. чел. в год, следует создавать городские аэровокзалы, в остальных случаях - агентства воздушных сообщений или пункты отправления и прибытия авиапассажиров.
3.5.2.4. При выборе места расположения вокзалов, агентств, билетных касс следует руководствоваться общими принципами их размещения, представленными в таблице 46.
3.5.2.5. Вокзалы следует проектировать на основе единого технологического и градостроительно-планировочного решения всего вокзального комплекса (железнодорожной пассажирской станции, пассажирского района речного порта, автовокзала и пассажирской автобусной станции, пассажирского сектора аэропорта), в состав которого входят следующие взаимоувязанные элементы:
- привокзальная площадь с остановочными пунктами общественного транспорта, автостоянками и другими устройствами;
- основные пассажирские, служебно-технические и вспомогательные здания и сооружения;
- перрон (приемоотправочные железнодорожные пути и пассажирские платформы, причалы и пирсы речных портов, внутренняя транспортная территория автовокзалов и пассажирских автостанций, авиаперрон аэропорта).
Размеры привокзальных площадей следует проектировать с учетом конкретной градостроительной ситуации, размера пассажирского потока, количества и ширины примыкающих к площади городских улиц, интенсивности движения транспорта на них, организации движения транспорта и пешеходов, характера застройки, озеленения и других факторов.
3.5.2.6. Участок для строительства железнодорожного, речного или автобусного вокзала следует выбирать со стороны наиболее крупных застроенных районов городских округов, городских поселений с обеспечением относительной равноудаленности его по отношению к основным функциональным зонам городских округов, городских поселений.
Земельный участок вокзала должен иметь размеры и конфигурацию, достаточные для размещения привокзальной площади, зоны застройки зданий и сооружений вокзала и перрона с учетом возможности их перспективного развития и расширения в соответствии с заданием на проектирование.
3.5.2.7. Отвод земель для сооружений и коммуникаций внешнего транспорта осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующими нормами отвода.
Режим использования этих земель и обеспечения безопасности устанавливается соответствующими органами надзора.
3.5.2.8. В целях обеспечения нормальной эксплуатации сооружений и объектов внешнего транспорта устанавливаются охранные зоны в соответствии с действующим законодательством.
3.5.2.9. Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарный разрыв). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, ЭМП и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений.
Таблица 46
Характерные сочетания основных видов внешнего транспорта в городе | Примерное расположение вокзалов, агентств и билетных касс в городах с населением, тыс. жителей | ||
от 250 до 500 | от 50 до 250 | менее 50 | |
Железнодорожный, автобусный, воздушный, речной | В районах города размещаются железнодорожный, автобусный вокзалы, городской аэровокзал (возможно объединенный), речные порты; за пределами города - аэропорт. В центре города и других районах размещаются транспортные агентства и их филиалы | В районах города размещаются железнодорожный, автобусный вокзалы (возможно объединенные), городской аэровокзал, речной порт; за пределами города - аэропорт. В центре города и других районах размещаются транспортные агентства и их филиалы | Сочетание видов транспорта для данной группы городов не характерно |
Железнодорожный, | В районах города размещаются железнодорожный, автобусный вокзалы, городской аэровокзал (возможно объединенные); за пределами города - аэропорт. В центре города и других районах размещаются транспортные агентства и их филиалы | В районах города размещаются железнодорожный, автобусный вокзалы, городской аэровокзал (возможно объединенные), за пределами города - аэропорт. В центре города и других районах размещаются транспортные агентства, их филиалы, билетные кассы | Вблизи центра размещается автобусный вокзал с железнодорожной кассой; на периферии - железнодорожный вокзал или объединенный железнодорожно-автобусный вокзал |
Железнодорожный, | Сочетание видов транспорта для данной группы городов не характерно | На периферии города размещаются железнодорожный и автобусный вокзалы (возможно объединенные), в центре города - транспортное агентство | Вблизи центра размещается объединенный железнодорожно-автобусный вокзал или автобусный вокзал с железнодорожной кассой (если железнодорожный вокзал расположен за городом) |