РЕШЕНИЕ
от 17 октября 1997 года N 133
О КОНЦЕПЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2001 ГОДА
Принято
Законодательным Собранием
26 сентября 1997 года
1. Утвердить концепцию инвестиционной политики Ростовской области на период до 2001 года (прилагается).
2. Администрации области обеспечить разработку законов и иных нормативных правовых актов, предусмотренных в концепции инвестиционной политики Ростовской области на период до 2001 года.
Рекомендовать привлечь к разработке и обсуждению законов и иных нормативных правовых актов депутатов и аппарат Законодательного Собрания области, объединения финансово-кредитных институтов, Торгово-промышленную палату Ростовской области, научных работников.
3. Настоящее решение Законодательного Собрания вступает в силу с момента принятия.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) области - члена Правительства Ласточкину В.М. и постоянную комиссию по экономической реформе, бюджету, налогам и областной собственности (Пятигорец И.Н.).
Глава Администрации
(Губернатор) области
В.ЧУБ
г.Ростов-на-Дону
17 октября 1997 года
N 133
КОНЦЕПЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2001 ГОДА
Состояние инвестиционного климата является одним из важнейших показателей общеэкономической ситуации и перспектив развития региона. Статистика свидетельствует о неуклонном снижении в Ростовской области объема производственных и непроизводственных капитальных вложений. За период с 1990 по 1996 год инвестиции в основной капитал по объектам производственного назначения снизились на 77%, а в первом полугодии 1997 г. - еще на 20% по сравнению с соответствующим периодом 1996 года.
Доля инвестиций в объеме валового регионального продукта в 1995 г. составляла 21,9%, в 1996 г. - 16,7%, в первом полугодии 1997 г. - уже 12,9%.
Снижение инвестиций относится к числу главных причин продолжающегося промышленного спада, препятствует общему оздоровлению экономики области, обостряет проблему отсталости региональной технической и технологической базы, ведет к росту степени изношенности основных фондов в промышленности. Так, износ основных фондов по отраслям промышленности составляет от 45% до 54%, а в химической и нефтехимической отрасли достигает 60%.
Только привлечение инвестиций в экономику области может предотвратить невосполнимые потери экономического потенциала.
Ростовская область по совокупности природно-географических, политических условий, обеспеченности квалифицированными кадрами, по оценке отечественных и зарубежных экспертов является инвестиционно привлекательным регионом. Вместе с тем уровень инвестиционной активности в области не адекватен уровню ее потенциальной инвестиционной привлекательности.
Разумная политика налогового стимулирования крупных инвесторов, обеспечение гарантий инвесторам от некоммерческих рисков и другие меры государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории области, а также наличие необходимой инфраструктуры могли бы повлечь существенные финансовые средства в производственную сферу. Опыт ряда областей показывает, что создание льготного режима осуществления инвестиционной деятельности не только стимулируют приток инвестиций в экономику, но и увеличивают налоговые поступления в их бюджеты.
Различные экономические методы активизации инвестиционной деятельности используют 47 субъектов Российской Федерации: в 16 регионах инвесторам предоставляются налоговые льготы, в 25 - страхование инвестиционных рисков залогом имущества субъекта Российской Федерации, долевое участие региональных бюджетов в финансировании перспективных инвестиционных проектов осуществляется в 18 регионах.
В сложившихся условиях проведение активной и последовательной инвестиционной политики приобретает исключительную роль в деятельности Администрации области.
Настоящая концепция разработана в соответствии с "Комплексной программой стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации", Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" и Программой Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" и Концепцией социально-экономического развития области на 1997 год.
При разработке концепции использован опыт регионов, наиболее продвинувшихся в направлении формирования нормативно-правовой базы и привлечения инвестиций - Кировской, Ленинградской, Новгородской, Псковской, Саратовской, Тверской, Ярославской и других областей.
Основной целью региональной инвестиционной политики на период до 2001 года является обеспечение экономического подъема в области за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, способные обеспечить создание собственного инвестиционного потенциала области и содействовать адаптации других отраслей и производств к рыночным условиям, что позволит им сохранить устойчивое положение на внутреннем рынке. На этой основе должны решаться задачи обеспечения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и сбалансированности областного бюджета, ослабляться проблемы в социальной сфере.
Реализовать поставленную цель можно на основе проведения последовательной политики, направленной на поддержку инвестиционной деятельности на территории области, отработки механизмов мобилизации бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для реализации инвестиционных программ области, привлечения внешних инвестиций и повышения эффективности их использования.
Для этого предстоит решить следующие задачи:
создать законодательное, организационное, инфраструктурное и информационное обеспечение для осуществления инвестиционной деятельности;
привлечь внимание российских и иностранных инвесторов к Ростовской области, показать привлекательные для потенциальных инвесторов характеристики области и представить ее как перспективного партнера;
обеспечить активное взаимодействие с потенциальными участниками инвестиционного процесса с целью вовлечения их в инвестиционный процесс;
обеспечить продвижение инвестиционных проектов предприятий области на российский и внешние рынки инвестиционных проектов, содействовать предприятиям области в привлечении частных, стратегических и портфельных инвестиций;
обеспечить участие области в реализации целевых федеральных и президентских программ и в программах, реализуемых в рамках межправительственных соглашений;
мобилизовать инвестиционные ресурсы области и обеспечить их эффективное использование;
создать инвестиционный потенциал области.
Основным средством реализации региональной инвестиционной политики является разработка и реализация целевой программы социально-экономического развития Ростовской области на период до 2001 года и ежегодных инвестиционных программ области.
Региональная инвестиционная политика осуществляется на основе принципов:
обеспечения государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории области;
обеспечения инвесторам равных прав на получение государственной поддержки в инвестиционной деятельности;
конкурсного отбора проектов для включения в инвестиционные программы области и размещения централизованных ресурсов;
предоставления инвесторам гарантий от некоммерческих рисков, беспрепятственного перевода дивидендов и репатриации капитала иностранными инвесторами с территории Ростовской области;
льготного (в первую очередь, налогового) режима осуществления инвестиционной деятельности при осуществлении крупных капиталовложений в экономику области;
смешанного государственно-частного финансирования быстроокупаемых и высокоэффективных проектов;
инвестиционной направленности бюджетной политики при соблюдении принципа разумной достаточности на остальных направлениях расходов.
Корректировка региональной инвестиционной политики осуществляется на основе мониторинга и анализа инвестиционных процессов в Ростовской области.
Региональная инвестиционная политика проводится на основе реализации следующих мероприятий:
мониторинг инвестиционной деятельности, в том числе проектных разработок и проектного финансирования, и систематизация информации о соискателях инвестиций и инвесторах;
обеспечение реализации федеральной Программы социально-экономического развития Ростовской области до 2001 года и региональных программ;
создание эффективных механизмов мобилизации и концентрации финансовых ресурсов для реализации инвестиционных программ области;
обеспечение участия области в федеральных отраслевых целевых программах;
конкурсное размещение областного заказа на предприятиях области и содействие в получении государственных заказов;
привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций;
разработка областных нормативно-правовых и законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность;
развитие инвестиционной инфраструктуры области, необходимой для обслуживания инвестиционной деятельности - финансово-кредитных институтов, страховых компаний, фондовых институтов, консалтинговых, аудиторских и других фирм;
формирование инвестиционного имиджа области в России и за ее пределами.
Проведение эффективной региональной экономической политики строится на основе непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в инвестиционной сфере и анализа происходящих в ней изменений.
Мониторинг инвестиционного процесса является основой при разработке и реализации целевых программ на территории области, а также условием для активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности за счет расширения возможностей распространения достоверной и систематизированной информации, необходимой как соискателям инвестиций, так и потенциальным инвесторам.
Мониториг инвестиционной деятельности должен стать основой совершенствования прогнозирования социально-экономического развития области.
С целью осуществления мониторинга инвестиционной деятельности создается региональная база данных инвестиционных проектов и потенциальных инвесторов (в дальнейшем - база данных).
При создании базы данных будет осуществлена инвентаризация инвестиционных проектов, что упростит процедуру их отбора для включения в инвестиционные программы, сократит время на поиск объектов инвестирования по запросам потенциальных инвесторов, на подготовку информационных материалов для распространения в средствах массовой информации и через средства международного информационного обмена, на поиск инвесторов и др.
Формирование базы данных осуществляется организацией, уполномоченной Администрацией области на создание программного комплекса, сбор информации, ее обработку, накопление и хранение. Уполномоченная организация действует на основе договора с Администрацией области, регламентирующего взаимоотношения сторон, в том числе условия доступа к содержащейся в базе данных информации и ее распространения.
На среднесрочную перспективу одним из основных средств реализации региональной инвестиционной политики является федеральная Программа социально-экономического развития Ростовской области до 2001 года.
Управление программой будет осуществляться в соответствии с "Порядком разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ Российской Федерации и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 года N 594.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 года N 450 "О разработке федеральной целевой программы социально-экономического развития Ростовской области на период до 2001 года" государственным заказчиком-координатором программы является Министерство экономики Российской Федерации.
Часть функций заказчика по организационному обеспечению реализации Программы на территории области передается Администрации Ростовской области, которая:
- выступает с инициативой принятия постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам реализации Программы;
- организует проведение отбора проектов для ежегодного уточнения Программы, целевых показателей, затрат и способов финансирования программных мероприятий и согласовывает их с государственным заказчиком;
- осуществляет текущий контроль за ходом реализации Программы и использованием целевых государственных средств. С этой целью Администрацией области создается Наблюдательный Совет, в который входят руководители отраслевых подразделений. Председателем Наблюдательного Совета избирается один из заместителей Главы Администрации (Губернатора) области.
Отбор проектов для включения в ежегодную программу осуществляется на основе проведения комплексной экспертизы проектов с учетом заключения Экспертного Совета при Правительстве Ростовской области.
Механизм реализации и организационная структура управления Программой устанавливаются постановлением Главы Администрации (Губернатора) области "О механизме реализации федеральной целевой Программы социально-экономического развития Ростовской области до 2001 года" и Положениями о дирекции Программы и о Наблюдательном совете при Правительстве Ростовской области.
Участие Ростовской области в федеральных отраслевых и президентских программах рассматривается Правительством области в качестве одного из приоритетных направлений инвестиционной политики. Область не в полной мере использует возможности реализации инвестиционных проектов предприятий посредством включения в федеральные целевые программы.
Участие области в федеральных отраслевых программах может быть обеспечено на основе повышения качества представляемых инвестиционных проектов и предложений, обоснованности заявляемых ассигнований из федерального бюджета, соблюдения требований долевого финансирования проектов за счет бюджетов всех уровней, привлечения внебюджетных источников финансирования проектов, постоянного взаимодействия с федеральными министерствами и ведомствами. Для этого необходимо отработать порядок подготовки инвестиционных предложений и проектов для включения их в федеральные целевые программы, определив функции и порядок взаимодействия структурных подразделений Администрации области, областных министерств и ведомств на этапах подготовки инвестиционных проектов и предложений и их защиты в федеральных министерствах и ведомствах.