В малых городах и муниципальных образованиях, включая сельские населенные пункты, подходы к проблемам демонополизации и формирования конкурентной среды могут существенно отличаться от подходов к этим проблемам в больших городах и, как следствие, могут отличаться и организационные структуры управления жилищно-коммунальной отраслью.
Главным критерием в выборе той или иной структуры управления должна быть экономическая целесообразность и минимизация стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства.
При этом важным моментом является разделение функций собственника муниципального жилищного фонда (в лице администрации) и функций управления и обслуживания жилищного фонда вне зависимости от масштабов муниципального образования.
Разделение функций по управлению жилищным фондом и его обслуживанию целесообразно для жилищного фонда объемом более 5000 квартир. В жилищном фонде меньшего масштаба (это, как правило, города с населением менее 30 000 человек) развитие конкуренции в сфере технического обслуживания жилищного фонда путем конкурсного отбора организаций подрядчиков может оказаться экономически неоправданным из-за небольшого объема работ, поэтому функции управления и обслуживания жилищного фонда в этом случае могут выполняться в рамках одного предприятия, с которым администрация муниципального образования заключает соответствующий договор. Этим предприятием может быть и частная компания. Для таких предприятий чрезвычайно важным становится переход на контрактную систему найма работников, что позволяет привязать оплату труда к реальным результатам работы.
Дальнейшее разделение многоотраслевых жилищно-коммунальных предприятий на тепло-, водо-, электроснабжающие и управляющие жилищным фондом в малых городах целесообразно осуществлять по мере становления реальных договорных отношений. Расчленение единого коммунального ресурсоснабжающего предприятия на отдельные предприятия по поставке тепла, воды, электроэнергии, газа и т.д. для малых муниципальных образований нецелесообразно.
Специфика предоставления жилищно-коммунальных услуг в сельской местности характеризуется высокой долей частного индивидуального жилья, относительно низким уровнем обеспеченности коммунальными услугами и небольшой производственной мощностью их поставщиков, большими расстояниями и низкой плотностью потребителей жилищно-коммунальных услуг, что повышает удельную стоимость этих услуг, особенно в случае возникновения аварийных ситуаций.
Основным требованием к формированию конкурентной среды в сельской местности является необходимость создания в составе органов местного самоуправления сельских поселений службы единого заказчика (исполнительная дирекция по социальной и инженерной инфраструктуре), которая обеспечивает приемку, сохранность, функционирование и развитие социальной и инженерной инфраструктуры села.