В Ростовской области отсутствует общее видение целей инвестиционной политики у сотрудников администрации, руководителей предприятий и организаций, жителей региона. Целевая работа по привлечению инвесторов характеризуется низкой мотивацией. Отсутствует необходимый набор презентационных и информационных материалов в отраслевом разрезе для представления потенциальным инвесторам. Информация, представленная в Каталоге инвестиционных проектов и кадастре инвестиционных площадок, не соответствует формату, принятому в международном инвестиционном сообществе и требует профессиональной экспертизы. На уровне Администрации области и региональной Торгово-промышленной палаты не ведется систематическая работа по повышению инвестиционной привлекательности области и целевому маркетингу региона.
В то же время ряд регионов России, и среди них Краснодарский край, подошли к созданию специализированных региональных центров маркетинга, которые демонстрируют эффективность профессионального адресного продвижения региона в среде потенциальных инвесторов и необходимость дальнейшего развития представительств региона (центров маркетинга) за рубежом <36>.
-----------------------------------
<36> Например, каждый американский штат имеет свое представительство в Японии, занимающееся привлечением японских инвесторов на свою территорию.
Администрации Ростовской области и бизнес-сообществу региона необходимо осознать, что даже при благоприятном развитии событий, инвестиций и выгодных проектов недостаточно для покрытия потребностей всех регионов России, и, следовательно, необходима активная деятельность по продвижению преимуществ региона в среде потенциальных инвесторов.
Результаты анализа продемонстрировали аналогичные позиции Ростовской области и на уровне продвижения отдельных предприятий. Деятельность по повышению инвестиционной привлекательности предприятий области носит единичный характер. Предприятия Ростовской области, нуждающиеся в инвестициях, преимущественно не готовы к их принятию. В первую очередь это относится к предприятиям пищевой и машиностроительной промышленности, определяющим экономику региона. Даже производствам с мировой славой, таким как "Ростсельмаш", чтобы стать привлекательными для инвесторов, необходимо решить комплекс проблем по реструктуризации бизнеса, анализу конъюнктуры сырьевых и потребительских рынков, подготовке инвестиционных меморандумов, выборе инвесторов, которые будут максимально отвечать стратегии развития предприятия. Привлечение инвестиций и реализация инвестиционных проектов требуют профессионального инвестиционно-консалтингового сопровождения. Анализ инвестиционной инфраструктуры Ростовской области показал, что в настоящее время в области отсутствует профессиональная структура, способная структурировать деятельность предприятия в соответствии со стандартами потенциального инвестора и организовать финансирование. Администрация Ростовской области также не имеет возможностей и ресурсов осуществлять подобную деятельность.
Анализ наилучшей мировой практики показал, что решением имеющихся проблем может стать выделение и передача функций государственных органов, необходимых для поддержки инвестиционной деятельности независимой профессиональной структуре.