Действующий

О СТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СТЕКОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Положение стекольной отрасли в Ростовской области повторяет тенденции, характерные для развития отрасли в Российской Федерации.

Общий рост производства стеклотары в России, так же как и в Ростовской области, обусловлен в основном увеличением производства бутылок. Их доля за последние 10 лет увеличилась на 21% и в 2003 году составила 81% в общем объеме производства стеклотары.

В России действует более 70 заводов по производству стеклотары. Большинство заводов имеют производственные мощности на производство не более 50 млн. бутылок в год. В соответствии с оценками экспертов ежегодная потребность Российской Федерации составляет 9-10 миллиардов бутылок. В 2002 году в России было произведено 5,344 миллиардов бутылок. Нехватка восполняется повторным использованием бутылок и импортом. Производство стеклотары в России на душу населения в настоящее время в 50 раз меньше, чем в Западной Европе. В 2002 году объем импорта составил 242 миллиона бутылок. Таким образом, спрос на стеклотару в настоящее время превышает рыночное предложение.

Рынок стеклотары в настоящий момент имеет следующую структуру:

- Иностранные производства в России - 13%.

- Российские производители - 43%.

- Импорт готовой продукции - 2,4%.

- Возвратная стеклотара - 41,6%.

Российские производители делятся на две группы:

- Заводы с широким ассортиментом. Восемь крупных производителей с объемом выпуска более 100 миллионов бутылок.

- Заводы с небольшим ассортиментом.

Большинство заводов имеют ограничение по выпускаемому ассортименту из-за отсутствия универсального оборудования.

Средний годовой рост производственных мощностей за последние четыре года составил 11%.

Российский рынок стеклотары имеет географическую сегментацию. Затраты на транспортировку препятствуют перевозке тары на большие расстояния, поэтому около 87% заводов ориентированы на региональное потребление и расположены в Центральном, Южном, Волжском и Уральском районах. Так, в настоящее время большинство потребителей ростовской фирмы "Актис" располагаются в радиусе 1000 км от места производства (небольшая часть заказов поставляется также в Уральский регион). 70% потребления продукции компании приходится на Sun Interbrew и Efes.

Несмотря на высокую рентабельность стекольного производства, качество российских производителей зачастую не соответствует международным стандартам. Производительность многих заводов в 7-10 раз ниже, чем у иностранных производителей. 70% оборудования имеет возраст более 25 лет. Такие заводы не могут производить облегченную тару и быстро переключаться на производство бутылок с новым дизайном.

В то же время по мере того, как на рынке напитков, в частности пива, наступает насыщение, все большее значение приобретает внешний вид тары. Основные производители переходят от стандартных бутылок к более дорогим индивидуальным бутылкам. Так, в 2003 году ростовская фирма "Актис" начала производство эксклюзивных бутылок по заказу SUN Interbrew для сегмента премиум. Рынок эксклюзивной тары предоставляет дополнительную возможность для увеличения объема продаж, и таким образом снижает долю постоянных затрат в себестоимости, делая продукцию предприятия более конкурентоспособной.