Действующий

О СТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Вследствие значительных инвестиций износ основных фондов внутреннего водного транспорта демонстрирует устойчивую тенденцию к уменьшению. В то время как износ основных фондов морского транспорта за период 1998-2002 гг. изменился незначительно и в 2002 году составил 53,9%, что на 9,2% больше степени износа основных фондов в секторе внутреннего водного транспорта.

Внутренний водный транспорт

Порты Ростовской области в прошлом являлись ведущими портами Азово-Донского бассейна и осуществляли в основном перевалку каботажных грузов (генеральные грузы, минерально-строительные материалы, лес, контейнеры, шлак, уголь, руду и др.).

Основным фактором развития портовой деятельности Ростовской области является необходимость поиска и обеспечения новых грузопотоков.

Основными видами экспортных грузов, обработанных в портах Ростовской области, в 2003 году были металлы, металлоизделия и металлолом, лесные и строительные материалы, зерно и удобрения, отправленные в Турцию, Болгарию, Италию, Грецию, Израиль, Испанию, Марокко, Египет и Тунис. Среди импортных грузов преобладали глинозем и хромовая руда.

Доля экспортных грузов, обработанных портами области, составила 80,6%, импортных - 6,1%, каботажных - 10,7%, и грузов, не связанных с морским и внутренним водным сообщениями, - 2,6%.

Основные портовые мощности Ростовской области располагаются в гг. Таганрог, Азов, Ростов-на-Дону, Волгодонск и поселке Усть-Донецк.

Таганрог

Портовые мощности Таганрога включают перегрузочные комплексы:

ОАО "Таганрогский морской торговый порт" (ТМТП);

ОАО "Приазовье";

ОАО "Таганрогский судоремонтный завод" (ТСРЗ);

бездействующие в настоящее время портовые сооружения ОАО "Азовремфлот" (Таганрогский морской рыбный порт - ТМРП).

Годовой грузооборот данных комплексов составляет около 5,0 млн. т по генгрузам и около 2,5 млн. т по зерновым грузам.

Состояние портовых мощностей Таганрога характеризуется необходимостью проведения реконструкции причалов и переоснащения перегрузочных комплексов и внутрипортовой механизации.

Финансовые результаты указанных предприятий характеризуются положительной тенденцией роста и позволяют (за исключением ТМРП) обеспечить выполнение необходимых работ за счет собственных средств.

В 2003 году Таганрогский морской торговый порт, обеспечивающий около 22% общего грузооборота портов Ростовской области, снизил объем обработанных грузов более чем на 25%. Основные причины снижения - спад поставок в порт черных металлов, отказ от перегрузки пылящих грузов (глинозем, уголь, кокс) с целью увеличения объема грузообработки зерна. В то же время порт благодаря гибкой тарифной политике увеличил объемы обработки руды навалом, контейнеров, машин и колесной техники. Во II полугодии порт приступил к проектированию и строительству причала по перевалке мелассы (патока). Порт планирует также построить зерновой терминал для ускорения перегрузки зерна из вагонов на суда.

Азов

Портовые мощности Азова включают перегрузочные комплексы:

ОАО "Азовский морской порт" (АМП);

ОАО "Азовская судоверфь";

ЗАО "Азовпродукт";

ОАО "Азовский портовый элеватор" (зерновой терминал);

Азовский филиал ОАО "Таганрогский судоремонтный завод" (зерновой терминал).

Расчетный годовой грузооборот АМП с учетом вводимых мощностей составляет около 2 млн. тонн. Годовой объем грузооборота ОАО "Азовский портовый элеватор" составляет 650 тыс. тонн, Азовского филиала ОАО "Таганрогский судоремонтный завод" - около 2,0 млн. тонн.

Состояние портовых мощностей Азова характеризуется необходимостью окончания строительства грузовых универсальных причалов АМП, перевооружения перегрузочных комплексов и внутрипортовой механизации.

В 2003 году Азовский морской порт, осуществляющий около 25% общего объема обработки грузов в Ростовской области, увеличил объем обработанных грузов на 16,2% в связи с заключением долгосрочных стратегических договоров с экспортерами генеральных грузов, в частности Магнитогорским металлургическим комбинатом, и стабилизацией потребительского рынка в Турции. Кроме того, порт расширил причальный фронт и ввел в эксплуатацию новый грузовой участок.

В результате реализации инвестиционной программы стратегическим инвестором - ЗАО "С" (Москва, производство строительных материалов) - Азовский порт в настоящее время способен обрабатывать до 5 млн. т экспортно-импортных грузов в год с одновременным складированием до 1 млн. т.