Ведущими предприятиями отрасли являются:
- ОАО "РОСТСЕЛЬМАШ", г. Ростов-на-Дону;
- ОАО "ТКЗ", г. Таганрог;
- ОАО "МОРОЗОВСКСЕЛЬМАШ", Морозовский район;
- ОАО "АКСАЙКАРДАНДЕТАЛЬ", Аксайский район;
- ОАО "КАЛИТВАСЕЛЬМАШ", г. Белая Калитва.
Крупнейшими предприятиями отрасли в Ростовской области являются ОАО "РОСТСЕЛЬМАШ" и ОАО "ТКЗ".
ОАО "Ростсельмаш"
ОАО "Ростсельмаш" является крупнейшим производителем зерноуборочных комбайнов в России. ОАО "Ростсельмаш" производит зерноуборочные комбайны типа "Нива", "Дон-1500", "Дон-1200" и кормоуборочные комбайны "Дон-680". Промышленный Союз "Новое содружество" <49> владеет 56% акций ОАО "Ростсельмаш", 20, 28% акций завода принадлежит государству <50>, остальные - физическим и юридическим лицам.
Доля компании на рынке зерноуборочных комбайнов составляет 65%.
В условиях ограниченного спроса и растущей конкуренции ПС "Новое содружество" в настоящее время позиционирует "Ростсельмаш" на рынке сельхозмашиностроения как инновационно активное предприятие. В настоящее время "Ростсельмаш" является единственным в России производителем сельскохозяйственной техники, применяющим систему автоматизированного проектирования и подготовки производства. В 1999-2002 гг. объем производства комбайнов на предприятии был увеличен с 1 до 5 тыс. шт. в год, произошло улучшение качества <51> продукции. В 2003 г. промышленный союз "Новое содружество" подписал с концерном CLAAS соглашение о комплектации немецкими мостами ведущих колес комбайнов "Ростсельмаша".
В настоящее время предприятие завершает работы по проектированию нового вида зерноуборочного комбайна "Нива-081". Разработаны образцы нового комбайна "Вектор", которые прошли квалификационные испытания и рекомендованы к производству.
Ключевым преимуществом "Ростсельмаша" является высокий уровень сервисного обслуживания. В июне 2003 года компания провела презентацию самой крупной в Восточной Европе системы сервиса по обслуживанию комбайнов под названием "Сервис-Мастер". В настоящее время предприятие имеет 67 сервисных центров в 64 городах России, Украины, Молдавии, Белоруссии и Казахстана. Их успешной работе способствует принятая в 2003 году единая номенклатура запасных частей. На складах центров поддерживается необходимый объем запчастей для срочного ремонта комбайнов в поле.
В 2004 году предприятие завершило процесс структурной оптимизации. Активы непрофильных производств были выведены в дочерние и зависимые структуры <52>. Реформирование предприятия позволило повысить эффективность деятельности, доля сторонних заказов на ряде заводов увеличилась до 75%.
________________
<49> В состав холдинга входят помимо "Ростсельмаша" ростовский лакокрасочный завод "Эмпилс", завод "Конорд", ОАО "Сельмаш - Урюпинск" и АКБ "Сельмашбанк".
<50> Пакет акций по решению Правительства РФ будет выставлен на аукцион в 2004 г.
<51> Период безотказной работы комбайнов "Ростсельмаша" увеличился в 2 раза.
<52> В рамках основного производства ООО "КЗ "Ростсельмаш" остались раскрой, штамповка, сварка, окраска и ряд других операций, а также окончательная сборка комбайнов. Цель учреждения ООО "КЗ "Ростсельмаш" - привлечение долгосрочных кредитов в западных банках для инвестирования программы коренной модернизации "Ростсельмаша" стоимостью около 70 млн. USD, рассчитанной на 2003-2006 гг.
Другие предприятия в ходе реорганизации стали дочерними или самостоятельными. В настоящее время самостоятельно работают около 20 компаний, выделенных из состава "Ростсельмаша", в том числе 8 объединены управляющей компанией "Спецзаводы", в частности заводы "СИиТо", "Конорд", "Сельмаш - Урюпинск", заводы литейный и цветного литья, деревообрабатывающий и ряд других.
ОАО "ТКЗ"
Таганрогский комбайновый завод, 80% продукции которого (мосты ведущих колес) идет на комплектацию "Ростсельмаша", находится в тяжелом финансовом состоянии.
По информации холдинга "Новое содружество", продукция завода характеризуется неудовлетворительным качеством <53>. Промышленно-финансовая группа "Донинвест" (собственник ОАО "ТКЗ") намерена инвестировать средства в повышение качества комплектующих для Ростовского и Красноярского заводов и модернизацию собственного комбайна ТКЗ "КЭС-3".
В целях финансового оздоровления предприятия ПФГ "Донинвест" также планирует диверсификацию производства, в т.ч. расширение выпуска легковых автомобилей на производственных площадях завода.
-------------------------------------
<53> В III-IV квартале холдинг "Новое содружество" отказался от приобретения продукции ТКЗ ввиду ее неудовлетворительного качества.