ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2011 года N 1752
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Законодательного Собрания РО от 21.02.2019 N 224.
____________________________________________________________________
Законодательное Собрание Ростовской области постановляет:
1. Внести в приложение к постановлению Законодательного Собрания Ростовской области от 30 октября 2007 года N 2067 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года" изменение, изложив его в следующей редакции:
"Приложение
к постановлению
Законодательного Собрания
Ростовской области
"Об утверждении Стратегии
социально-экономического
развития Ростовской области
на период до 2020 года"
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Введение
Необходимость принятия в новой редакции Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года (далее - С СЭР РО-2020), утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30 октября 2007 года N 2067, продиктована коренными изменениями социально-экономической ситуации в России и мире в целом. Последствия мирового финансово-экономического кризиса, повлекшие изменения денежно-кредитной и бюджетной политики, конъюнктуры на рынках специализации Ростовской области, сферы занятости и доходов населения, потребовали внесения соответствующих изменений в действующую стратегию долгосрочного социально-экономического развития региона. Кроме того, внесение поправок и дополнений в С СЭР РО-2020 было обусловлено необходимостью ее согласования со Стратегией социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия социально-экономического развития ЮФО).
Основной целью стратегирования социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года является создание для органов исполнительной власти Ростовской области системы управления долгосрочным развитием региона. Реализация С СЭР РО-2020 направлена на формирование и развитие экономических и институциональных условий для устойчивого и динамичного развития региона. Основные идеи С СЭР РО-2020 базируются на эффективном использовании ресурсного и рыночного потенциала региона в целях обеспечения достойного качества жизни населения Ростовской области.
С СЭР РО-2020 - это целостная система, включающая в себя миссию, цели, задачи, приоритетные направления и механизм реализации экономической и социальной политики на период до 2020 года с учетом принятых и разрабатываемых программ, концепций и мероприятий социально-экономического развития разных уровней управления. Для этого в С СЭР РО-2020:
проанализировано текущее социально-экономическое положение региона, дана оценка сложившимся тенденциям и трендам социально-экономического развития, определены место и роль Ростовской области в системе межрегиональных социально-экономических связей и отношений;
определены долгосрочные экономические и социальные приоритеты Ростовской области, достижение которых позволит решить текущие проблемы, минимизировать перспективные риски и угрозы, преодолеть ограничения, использовать имеющиеся возможности и конкурентные преимущества в системе межрегионального и международного разделения труда, обеспечить устойчивое развитие региона;
определены целевые индикаторы и разработан механизм реализации долгосрочных социально-экономических целей и задач;
разработан механизм управления процессом стратегирования в регионе на период до 2020 года.
Идеологией С СЭР РО-2020 является консолидация интересов населения, деловых кругов, общественных организаций и органов исполнительной власти Ростовской области.
В основе С СЭР РО-2020 использовались следующие ключевые принципы и подходы:
1. Общественное партнерство. С СЭР РО-2020 разработана интерактивным методом совместно со всеми заинтересованными субъектами: органами исполнительной власти Ростовской области, Законодательным Собранием Ростовской области, органами местного самоуправления в Ростовской области, научным сообществом, предпринимателями и общественными организациями, а также при активном участии населения. Предполагается, что С СЭР РО-2020 будет реализовываться совместными усилиями всех заинтересованных сторон. С СЭР РО-2020 нацелена на поиск, консолидацию и использование общественного согласия.
2. Взаимосвязанность и комплексность. С СЭР РО-2020 согласована с основными приоритетами развития России и Южного федерального округа (далее - ЮФО), определенными на период до 2020 года. Состав основных блоков и элементов сформирован с учетом структуры Стратегии социально-экономического развития ЮФО. В С СЭР РО-2020 сбалансированы экономические, институциональные, инфраструктурные и социальные приоритеты развития региона, обеспечена взаимная увязка интересов общества и действующих на территории региона предприятий, организаций и иных хозяйствующих субъектов. Она разработана с учетом опыта использования программно-целевого подхода в управлении развитием региона, дополняет федеральные, а также другие региональные и ведомственные стратегические и программные документы.
3. Приоритетность инновационной формы развития. С СЭР РО-2020 закладывает основы и обеспечивает условия для устойчивого инновационного развития территориальной социально-экономической системы региона, сбалансированного развития общества, его экономики и имеющейся природной среды. Инновационность является ключевым приоритетом при выборе направлений и инструментов развития в экономике и социальной сфере.
4. Концентрация ресурсов. С СЭР РО-2020 учитывает ограниченность ресурсной базы и предполагает, что развитие экономики Ростовской области возможно на основе реализации наиболее перспективных направлений, способных служить катализатором роста всего народнохозяйственного комплекса как органического единства и взаимосвязи всех отраслей экономики и непроизводственной сферы, а также обеспечить реализацию синергетического эффекта. Для обеспечения высоких темпов роста необходимо концентрировать человеческие, финансовые, природные, инфраструктурные и иные ресурсы на приоритетных направлениях развития региона.
5. Системный подход. С СЭР РО-2020 предполагает изучение и учет всех сторон и аспектов жизнедеятельности общества в регионе как единой открытой системе, включающей в себя историческую, этническую, культурную и конфессиональную специфику, социально-экономическую сферу, внутренние конкурентные преимущества и объективные ограничения, внешние возможности, вызовы и угрозы. Ростовская область в С СЭР РО-2020 рассматривается не только как субъект в системе межрегиональных российских отношений, но и как активный участник международных экономических, политических, культурных и других связей.
6. Адаптивность. В условиях постоянно меняющихся внешних и внутренних вызовов, открывающихся возможностей и угроз С СЭР РО-2020 сохраняет гибкость и может быть скорректирована в процессе реализации. Это обуславливает необходимость создания механизмов непрерывного мониторинга реализации стратегии, ее корректировки и территориальной детализации, наличия специальной организационной структуры контроля за ходом ее реализации.
7. Реалистичность и конкретность. С СЭР РО-2020 трансформируется в конкретные и реалистичные инвестиционные проекты, реализуемые в пяти важнейших аспектах: правовом, административном, финансовом, пространственном и временном.
8. Ясность, доступность и публичность. С СЭР РО-2020, ее основные положения, изложены в форме, доступной для восприятия и понимания всеми субъектами, в интересах которых она разрабатывалась. С целью активного участия всех заинтересованных сторон формирование предложений, обсуждение и конструирование выводов в процессе ее разработки, реализации и последующей актуализации носило публичный характер.
Все указанные ключевые принципы и подходы имеют равное значение для разработчиков и в совокупности составляют целостную научно-методическую систему, способную в полной мере служить фундаментом для выводов и рекомендаций.
1. Базовые положения и характеристика социально-экономической системы Ростовской области: конкурентные преимущества, тенденции, вызовы и угрозы, цели и задачи социально-экономического развития Ростовской области
1.1. Конкурентные преимущества и специализации Ростовской области
1.1.1. Конкурентные преимущества Ростовской области
Благоприятные природно-климатические условия и ресурсный потенциал Ростовской области
Одним из основных конкурентных преимуществ Ростовской области являются земельные ресурсы и климатические условия, которые служат фундаментальной основой для развития агропромышленного комплекса (далее - АПК). Климат Ростовской области умеренно-континентальный, со среднегодовым объемом осадков 400-650 мм в год. Средние температуры января - от -9°С до -5°С, июля - от +22°С до +24°С. Территория Ростовской области относится к степной зоне и имеет разнообразные естественные ресурсы. Это прежде всего пригодные для сельского хозяйства плодородные, хотя и недостаточно обеспеченные влагой земли и в меньшей мере - минеральные и водные ресурсы.
Благодаря южному положению (46-50° сев. широты) на территории Ростовской области отмечается обилие солнечного света и тепла. Продолжительность солнечного сияния увеличивается с севера на юг от 2067 ч/год (город Миллерово) до 2143 ч/год (город Ростов-на-Дону). Продолжительность периода с температурой выше 10°С колеблется по территории от 160 до 180 дней. Поэтому на территории Ростовской области такие сельскохозяйственные культуры, как озимая пшеница, яровой ячмень, горох, подсолнечник, просо, картофель, огурцы, помидоры, полностью обеспечены теплом. Достаточно обеспечены теплом и теплолюбивые культуры. Большая часть территории Ростовской области расположена в засушливой зоне, и для получения высоких устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур необходимо постоянное искусственное орошение.
Территория Ростовской области составляет 10096,7 тыс. га (табл. 1.1). По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области <1>, по состоянию на 1 января 2009 года структура земельного фонда включает: земли сельскохозяйственного назначения - 87,31 процента; земли поселений - 4,33 процента; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны, безопасности и иного специального назначения за пределами поселений - 0,92 процента; земли особо охраняемых территорий и объектов - 0,11 процента; земли лесного фонда - 3,39 процента; земли водного фонда - 2,15 процента; земли запаса - 1,77 процента.
________________
<1> ИАС "Прогноз" министерства экономического развития Ростовской области. Дата обращения: июнь 2011 года.
В структуре земель сельскохозяйственного назначения пашни занимают 64,86, кормовые угодья - 27,31, многолетние насаждения - 0,4 процента.
Основу пахотных земель составляют черноземы и каштановые почвы. Черноземы занимают 65 процентов территории Ростовской области, это 4-5 процентов черноземов России. Ростовская область по уровню плодородия почв сельхозугодий в России занимает 10 место по пашне, 50 - по сенокосам, 61 - по пастбищам, 13 - в целом по сельхозугодиям.
Таблица 1.1
СТРУКТУРА ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 2009 ГОДА <1>
Категория земель | Площадь, га |
Всего | 10096710 |
в том числе земли сельскохозяйственного назначения | 8815826 |
в том числе: пашня | 5718103 |
кормовые угодья | 2407262 |
многолетние насаждения | 35335 |
земли поселений (населенных пунктов) | 438023 |
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио- вещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны, безопасности и иного специального назначения за пределами поселений | 93381 |
земли особо охраняемых территорий и объектов | 11411 |
земли лесного фонда | 342412 |
земли водного фонда | 217186 |
земли запаса | 178471 |
________________
<1> ИАС "Прогноз" министерства экономического развития Ростовской области. Дата обращения: июнь 2011 года.
Ростовская область относится к малолесным регионам России. Площадь лесов на территории Ростовской области составляет 374,322 тыс. га.
Леса располагаются на землях:
лесного фонда, площадь которых составляет 360,602 тыс. га, или 96,3 процента от общей площади лесов Ростовской области;
населенных пунктов, на которых расположены городские леса площадью 13,72 тыс. га, или 3,7 процента от всех лесов Ростовской области.
Водные ресурсы Ростовской области в среднем оцениваются в 27,7 куб. км, из которых только 2,7 куб. км (10 процентов) формируются в пределах Ростовской области, а остальные 25,0 куб. км (90 процентов) поступают извне, в основном с территории Верхнего Дона и Украины (река Северский Донец и реки Приазовья). При этом ресурсы речного стока весьма неравномерно распределяются по территории и во времени. В северо-западных районах Ростовской области слой годового стока составляет 70 мм, а в юго-восточных - немногим превышает 10 мм. Причем 70 процентов годового стока, а в юго-восточных районах до 90 процентов приходится на период кратковременного весеннего половодья. Среднеобластной слой речного стока (33 мм) более чем в 7 раз уступает среднероссийскому показателю, а в расчете на одного жителя (2,4 тыс. куб. км/чел.) - более чем в 10 раз.
Несмотря на низкую водообеспеченность в целом по Ростовской области водохозяйственный баланс (в годовых объемах) бездефицитен. Однако вследствие неравномерного внутригодового распределения стока отмечаются дефициты водных ресурсов в меженные месяцы. Напряженность водохозяйственного баланса усиливается на юге и юго-востоке Ростовской области.
Ростовская область имеет ресурсный потенциал топливно-энергетического, строительного, теплоизоляционного, металлургического, агрохимического и рудного сырья. В последние годы открыт ряд месторождений и перспективных участков нетрадиционных видов минерального сырья (бентониты, глаукониты, кремнистые породы), используемых в качестве природных сорбентов, естественных мелиорантов, минеральных удобрений.
В минерально-сырьевом потенциале Ростовской области важное место занимают неметаллические полезные ископаемые, которые являются основой для развития производства строительных материалов и стройиндустрии. Ростовская область имеет также предпосылки для расширения ресурсного потенциала дефицитных видов сырья: таких как цементное, сырье для производства минеральной ваты, агрохимическое, кремнистое, стекольное, сорбентное и пигментное.
Общее количество запасов угля на территории Ростовской области, учтенное до глубины 1500 м, составляет 13523,9 млн. тонн, в том числе разведанных (категории А+В+С1) - 6584,2 млн. тонн, предварительно оцененных (категория С2) - 3160,3 млн. тонн, забалансовых - 3779,4 млн. тонн. Марочный состав углей разнообразен - от длиннопламенных до антрацитов. Преобладают антрациты (87 процентов), коксующиеся угли составляют лишь 5,2 процента от общего количества балансовых запасов.
В границах Ростовской области открыто и учтено 21 месторождение углеводородного сырья: 16 газовых, 3 газоконденсатных, 1 нефтегазоконденсатное и 1 газонефтяное. Разведанные геологические запасы свободного газа составляют 31,183 млрд. куб. км, а предварительно оцененные - 17,673 млрд. куб. км. По нефти значения в разрезе вышеназванных показателей соответственно равны 1,891 млн. тонн (извлекаемые - 0,783 млн. тонн) и 1,679 млн. тонн (извлекаемые - 0,713 млн. тонн), а для конденсата - 0,188 млн. тонн (извлекаемые - 0,162 млн. тонн) и 0,001 млн. тонн (извлекаемые - 0,001 млн. тонн). Перспективные ресурсы Ростовской области составляют 54,732 млн. тонн нефти (извлекаемые) и 69,405 млрд. куб. км газа (геологические) <1>.
________________
<1> По данным Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области, июнь 2011 года.
Все месторождения углеводородного сырья в Ростовской области по величине запасов относятся к мелким. Для увеличения добычи газа в северной части Ростовской области начато строительство нового газопровода Марковское-Астаховское. Современное состояние газодобычи в Ростовской области следует признать неудовлетворительным, а потенциал достаточно высоким, так как из ее недр отобрано менее 20 процентов начальных разведанных запасов газа. Имеются значительные перспективы открытия газовых и газоконденсатных месторождений.
Уникальное геополитическое и геоэкономическое положение
Ростовская область расположена на юге Европейской части России. Граничит на юге с Краснодарским и Ставропольским краями, на юго-востоке - с Калмыкией, на востоке и северо-востоке - с Волгоградской областью, на севере - с Воронежской областью, на западе проходит государственная граница с Украиной (с Донецкой и Луганской областями, протяженность сухопутной границы составляет 660 км, на юго-западе омывается Таганрогским заливом Азовского моря (имеет морскую границу с Украиной).
Уникальное географическое и геополитическое положение обеспечивает Ростовской области звание и функцию "ворот Северного Кавказа". В городе Ростове-на-Дону расположен аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации по ЮФО, Южное таможенное управление, а также функционируют региональные офисы крупных вертикально интегрированных российских и зарубежных корпораций.
Выгодное геополитическое положение создает предпосылки для активной внешнеполитической роли Ростовской области на юге (Турция, Азербайджан, Армения, Грузия и другие страны) и юго-западе (Украина, Румыния и другие страны) России, а также особую политическую и экономическую роль в связи с соседством с Северо-Кавказскими республиками, Краснодарским краем с его высокоразвитым рекреационным и транспортным сектором, Астраханской областью и ее выходом в Казахстан. В Ростовской области осуществляют деятельность Представительство Министерства иностранных дел Российской Федерации, Генеральное консульство Республики Армения, Генеральное консульство Румынии, Почетный консул Словацкой Республики Шулек Петер, Торговое представительство Венгрии, действует Генеральное консульство Украины, Республики Беларусь, а также работает заместитель руководителя Торговой миссии Украины в России.