Рыночные механизмы, проникающие во все сферы жизни российского общества, вытесняют из образовательной сферы понимание уникальности человеческой личности, ее высокого предназначения, многообразия ее талантов и способностей. Неопределенность ценностных ориентиров привела к неуправляемой вариативности содержания образования, все более становящегося обезличенным.
Цель и смысл человеческой жизни замещаются критериями полезности человека в конкретной экономической и политической ситуации, что отражается в целях образования, среди которых определяющими являются готовность к адаптации в быстро меняющихся условиях, функциональная мобильность, обладание набором компетенций и другое. В такой системе образования практически нет места общей культуре, образованности, духовности, нравственности, патриотизму.
Вместе с тем в педагогическом сообществе укрепляется и растет понимание, что цели образования гораздо значительнее и включают в себя осознание человеком цели и смысла жизни, своего предназначения в этом мире и ответственности за свою жизнь, существование своих близких, окружающего сообщества, страны, именуемой Отечеством - Россией.
Образовательный стандарт как общественный договор задает новые требования к региональным социальным институтам социализации, образования, культуры, которые в своей деятельности должны опираться не только на достижения прошлого, но и вырабатывать способы и технологии, необходимые подрастающим поколениям в будущем, проводить опережающую разработку особого класса технологий - гуманитарных, направленных на работу с человеком инновационного будущего России как человеком культуры, гражданином и патриотом своего Отечества, духовно-нравственной, ответственной за себя и судьбу страны личности.
Целевой характеристикой воспитания становится формирование духовного наследника, творца будущего, защитника и созидателя основ своего бытия в национальной истории.
Интеграция подрастающего поколения в сферу духовного наследия защитников Родины позволит развивать его национальное сознание через идеалы и ценности патриотизма, идею служения Отечеству, идею долга, что, в свою очередь, обеспечит активизацию созидательных сил детей и молодежи Ростовской области.
Ростовская область, имея славные исторические, боевые и созидательные традиции, была и остается одним из регионов, где патриотизм, нравственность передаются из поколения в поколение. Одной из этих традиций является военный подвиг при защите Отечества. Глубокие традиции боевого подвига запечатлены не только в названиях улиц, мемориальных и музейных комплексов, но и в памяти жителей области. Музеи Ростовской области - это единый уникальный организм, обеспечивающий базовые основы развития отечественной культуры, важный элемент обеспечения единства общества, сохранения исторической памяти народа.
Для сохранения и развития традиций патриотизма, духовно-нравственного развития молодого поколения область имеет огромную базу, составляющую достояние Ростовской области:
Новочеркасский музей истории донского казачества - старейший в Ростовской области. Этот единственный в мире музей хранит богатейшее собрание боевых реликвий донских казаков: великолепные по своей художественной обработке и красоте образцы холодного оружия, войсковые клейноды, знамена, коллекцию орденов. Уникальным предметом коллекции оружия является сабля М.И. Платова, преподнесенная городским советом г. Лондона, - великолепный по своей художественной обработке и красоте образец холодного оружия. В составе обширной живописной коллекции - единственная в мире коллекция парадного казачьего портрета, собрание портретов августейших особ, работы Н.Н. Дубовского, И.И. Крылова, М.Б. Грекова.
Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова занимает среди музеев особое место. Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова является уникальным памятником русской культуры, истории и природы. Это единственный музей великого русского писателя ХХ века, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата большинства премий в области литературы, в том числе и Нобелевской.
Среди объектов культурного наследия Ростовской области есть уникальные памятники, являющиеся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Это, прежде всего, замечательный памятник археологии - городище Танаис. Сегодня музей-заповедник располагает уникальной экспозицией под открытым небом, которая демонстрирует результаты многолетних исследований археологов. Танаис можно назвать "российскими Помпеями". Танаис является важнейшим звеном общеевропейской культуры.
Одним из крупнейших музеев Юга России является Ростовский областной музей краеведения, отметивший свое 100-летие.
В составе археологической коллекции музея - уникальные изделия из золота, серебра, представляющие культуру народов, в древности населявших Донской край: скифов, сарматов, савроматов. Видное место в собрании музея занимает этнографическая коллекция, отражающая быт и культуру народов, населявших Донской край в XVIII-XX веках. Коллекции музея неоднократно демонстрировались в Японии, Франции, Германии, Великобритании, Швейцарии, вызывая огромный интерес у посетителей к истории, традициям и культуре Донского края.
Таганрогский литературный и историко-архитектурный музей-заповедник представляет собой интереснейший музейный комплекс. Достойное место в его составе занимают мемориальные и литературные музеи, посвященные жизни и творчеству А.П. Чехова. Большой комплекс работ в Таганрогском музее-заповеднике был проведен к 150-летнему юбилею А.П. Чехова (2010 год), созданы новая экспозиция и Южно-Российский научно-культурный центр им. А.П. Чехова. Музей ведет начало от первого мемориального музея Александра I, открытого в конце XIX века.