Действующий

Об утверждении Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях Ростовской области с кадетским и казачьим компонентом (с изменениями на 26 апреля 2023 года)



3. Служение Отечеству - основа целей образования, воспитания и социализации обучающихся и вид патриотического опыта


Самоотверженное служение Отечеству и патриотизм возникают и развиваются как чувства, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения и становясь социально значимыми качествами личности молодежи. Эти качества, будучи по своей природе глубоко социальными явлениями, представляют собой не только грань жизни общества, но и источник его существования и развития, выступают как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживания социума как основа духовной составляющей оборонного потенциала страны. В качестве субъекта этих социально значимых качеств выступает личность обучающегося в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области, приоритетной социально-нравственной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной принадлежности к Родине, определяющей смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству.


Целевой характеристикой образования в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области является воспитание готовности обучающихся к самоотверженному служению Отечеству на основе патриотизма как проявления духовно-нравственного облика молодого человека.


Готовность к служению Отечеству представляется в трех аспектах: во-первых, как реально существующие чувства, взгляды, идеи и социально значимые качества личности; во-вторых, как отражение в сознании человека своего места в социальной действительности и социальных ожиданий по отношению к сообществу и Отечеству; в-третьих, как отношение к Отечеству через значимость духовных и материальных ориентиров, как духовно-нравственное отношение к действительности, в результате чего проявляется патриотизм как преобразующее системно-комплексное социальное качество личности.


Готовность к служению Отечеству определяется как важнейшее качество личности, основная духовная ценность, лежащая в основе формирования социальных, профессионально значимых, личностных качеств. Стержневым компонентом готовности, обеспечивающей развитие личности с ценностной направленностью на стабильность и безопасность общества и государства, является патриотический опыт личности.


Патриотический опыт личности - это знания, чувства, отношение и позиция, выведенные из пережитого. Чем больше переживаний присуще человеку, тем богаче его опыт.


Социокультурным аспектом источников патриотического опыта казачества являются предметы быта, хозяйственная утварь, предметы производственной деятельности, архитектуры и искусства, реликвии, раритеты и регалии. Для исторической памяти самих казаков характерны представления об общей судьбе и родстве казачьих войск, едином образе жизни.


Все виды патриотического опыта в различном соотношении (в зависимости от выбора его носителя) содержат некоторые постоянные, неизбежные моменты патриотической деятельности, а именно: чувственный опыт, включающий в себя непосредственные чувственно-визуальные впечатления, переживания субъекта, полученные им при созерцании социально-событийной конкретики; практический опыт, то есть опыт конкретной прямой деятельности по преобразованию элементов социального целого, выражающийся в конечном итоге в формировании определенных навыков, реальных способностей к более или менее результативным акциям в указанных выше сферах социальной практики; опыт в виде накопленных знаний о закономерностях, устойчивых тенденциях общественного развития и социально-преобразующей деятельности.


Классификация функций патриотического опыта казачества должна выстраиваться с учетом следующих обстоятельств:


а) знание истории и культуры казачества выполняет функцию социальной памяти;


б) роль патриотического опыта тесно связана с условиями и спецификой жизнедеятельности казачества;


в) патриотический опыт интегративен, он отличается разнообразием сфер включенности в жизнедеятельность и является фактором воспитания личной ответственности за порученное дело.


Механизм повседневной интерпретации патриотического опыта связывается, прежде всего, с механизмами идентификации, переживания и перевоплощения в моменте отождествления человека с традицией как ведущей формой наследования патриотического опыта. Возможность наследования опыта укоренена в самой структуре традиционного отношения к Отечеству, в которой субъекты взаимодействуют по поводу смыслов и ценностей защиты Родины, так или иначе занимая по его поводу определенные позиции. Этими позициями субъектов патриотического опыта и определяется степень его творческой трансформации от адекватного копирования до продолжения традиции на новой стадии исторического процесса.