Понятия "духовно-нравственное воспитание", "патриотическое воспитание" прочно вошли в тезаурус современной отечественной педагогической теории и практики, нашли отражение в программных документах системы образования как на федеральном (Программа воспитания в системе образования России, государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации", Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России), так и на региональном уровнях.
(в ред. постановления Правительства Ростовской области от 03.08.2021 N 623)
Основными подходами, определяющими методологический уровень концептуализации духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области, являются: аксиологический, социокультурный, личностно-деятельностный, гендерный, средовый подходы.
Аксиологический подход. Духовность, нравственность и патриотизм представляют собой некий объект оценки личностной и социальной ценности и значимости. Особенностью аксиологической оценки является то, что она производится как на индивидуальном, так и на общественном уровне сознания, что дает возможность мобилизовать обучающуюся молодежь на решение общенациональных проблем и вопросов, затрагивающих обеспечение безопасности страны. Этот аспект имеет непосредственное отношение и к ценностным ориентациям как будущих военнослужащих российской армии, так и будущих государственных служащих Российской Федерации, поскольку в системе развития их духовного потенциала задействована и оценочная сфера сознания. Формирование ценностного отношения обусловлено характером идеалов обучающихся в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области, выступающих в качестве "моделей должного", притягивающего настоящее к будущему, ценностного ориентира при определении личностью системы ценностных отношений к самому себе, казачьему сообществу, Отечеству, миру.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся требует насыщения образовательного процесса различными моделями ценностного выбора, вовлечения обучающихся в деятельность на благо других и развития бескорыстных мотивов участия в ней; развития способности к рефлексии и осмыслению собственной системы ценностных отношений к миру. Это актуализирует такие методы духовно-нравственного и патриотического воспитания, как, например, дискуссия, метод создания воспитательных ситуаций, а также метод вовлечения обучающихся в творческую и практическую деятельность (социальные проекты).
Социокультурный подход. Взгляд на общественно-исторический процесс как на сосуществование цивилизаций и культур в последнее время весьма актуален. Казачество представляет собой социокультурную систему, в основе которой лежат культурные традиции, ценности, обычаи, нормы, менталитет, психология народа.
Помимо известных этносословных характеристик казачество предстает как социальный феномен российского социокультурного развития, содержащий значительный воспитательный потенциал, составными частями которого являются:
казачья идея свободы - ментальная форма выражения самобытной православной идеи;
казачий воспитательный идеал - совершенный личностный образ защитника и созидателя родной земли, государства, выступающий конкретизацией казачьей идеи в повседневной жизни человека и казачьего социума;
социально значимые ценности казачьей культуры - смысл жизни казака и существования казачества, составляющие общественные представления о значимом, желаемом, святом, выступающие основой для становления личностных ценностей в процессе социализации и идентификации личности с казачьей культурой.
Самобытная казачья культура сформировалась на идеях державности, патриотизма, православия, беззаветного служения Отечеству и безукоризненного исполнения воинского долга.
Социокультурный подход позволяет системно представить содержание духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся, которое составляют чувства, идеи, идеалы, мотивы, отношение к важнейшим явлениям действительности, которые обучающимся помогает установить педагог в образовательном процессе.
Личностно-деятельностный подход предусматривает включение ученика в проектирование собственного содержания образования, основанного на его личном опыте, с учетом его профессиональных предпочтений, обеспечивает формирование гражданско-патриотической компетентности на основе выбора образовательных технологий, оптимальных форм деятельности, методов и средств обучения, воспитания для организации социально значимой деятельности обучающихся в патриотически ориентированной образовательной среде субъекта кадетского (казачьего) образования.
Личностно-деятельностный подход позволяет определить критерии результативности процесса духовно-нравственного и патриотического воспитания.