Действующий

Об утверждении Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях Ростовской области с кадетским и казачьим компонентом (с изменениями на 26 апреля 2023 года)



1. Миссия, идеология, сущность и особенности духовно-нравственного и патриотического воспитания в субъектах кадетского (казачьего) образования на территории Ростовской области


Миссия кадетского (казачьего) образования состоит в воспитании человека культуры, высокообразованного гражданина, государственно-мыслящего патриота, духовной, нравственной и ответственной личности XXI века, готовой к достойному служению Отечеству, способной к саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию.


Идеологией кадетского (казачьего) образования являются понятия: "духовность", "нравственность", "патриотизм", отражающие культурно-исторические особенности социального и культурного бытия территории Ростовской области, ведущие ценности ее населения и целевые ориентиры духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.


При рассмотрении понятия "духовность" важно отметить, что данное понятие синтезирует в себе такие ключевые моменты, как самосознание, ценность, потребность, нравственность, мораль, эмоциональные и интеллектуальные возможности человека, творческая деятельность.


Духовность, как смысложизненная установка, предполагает деятельность во благо окружающих, поиск критериев в виде нравственных норм и выступает интегратором эмоциональных и интеллектуальных возможностей личности, направленных на творчество, созидание, развитие в системе обретенных ценностных ориентаций и моральных установок.


Результаты воспитания духовности в развитии социально-направленных, гуманистически ориентированных чувств, сознания, проявлении воли к действию, развитии способности к рефлексии с точки зрения нравственности.


Понятием "нравственность" обозначают весь комплекс социальных и педагогических фактов и явлений, которые характеризуют сущность процесса нравственного воспитания, обусловливают его структуру и функционирование. От трактовки и интерпретации данного понятия зависит анализ сложившейся в образовательной организации системы нравственного воспитания, понимание его сущности, определение основных направлений развития методики, технологий, содержания и совершенствования воспитательной практики.


(в ред. постановления Правительства Ростовской области от 03.08.2021 N 623)


Нравственное становление личности есть процесс, цель, устремление и доминанта развития, при этом развитие захватывает все силы и способности человека, как плотские, так и разумные силы души, а духовное становление понимается как обретение целостности и превосхождение естества в личностном бытии.


Формирование опыта нравственного поведения субъектов кадетского (казачьего) образования обусловлено следующими обстоятельствами: в воспитательных коллективах конструируется система норм, основанных на традициях воинского братства, служения Родине, адекватных казачьим кодексам чести, особенностям юношеской дружбы; осуществляется содействие воспитанникам в саморегуляции собственного поведения, выработке нравственной позиции; оперативно корректируется межличностное взаимодействие в кризисных и конфликтных ситуациях.


Огромный духовно-нравственный потенциал российского общества и казачества сосредоточен в феномене патриотизма.


Патриотизм - это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество.


Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление - цементирующая основа существования и развития нации и государства.


Педагогический аспект понятия патриотизма имеет свои особенности, служащие отправными точками для структурирования воспитательного процесса:


патриотизм выступает психолого-педагогическим феноменом, имеющим сложную многогранную структуру, позволяющую трактовать его как нравственный принцип, как духовную установку, как личностное качество, как состояние, как результат воспитания, как поведенческую модель, как ценность;