Действующий

Об утверждении Концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных организациях Ростовской области с кадетским и казачьим компонентом (с изменениями на 26 апреля 2023 года)



4. Психолого-педагогические основы формирования идентичности обучающихся с казачеством как социальной системой


Основным идентификационным ресурсом казачества является ценностно-нормативный пласт культуры, которая выступает системообразующей основой социокультурной преемственности поколений. Разрушение этого консолидирующего мира ведет к расколу социума, утрате смысла существования человека и сообщества.


Формирование идентичности предполагает актуализацию традиционных ценностей культуры казачества, обеспечивающих культурную преемственность, сохраняющих культуру как единое целое в историческом времени и выполняющих функцию духовного "генофонда".


Основанием социокультурной идентичности казачества является осознание духовной самобытности, которая наиболее полно отражается в духовной культуре, имеющей традиционную направленность и фиксирующей наиболее сущностные мировоззренческие доминанты южно-русской культуры. Актуализацию в сегодняшнем самосознании молодежи этой группы текстов следует рассматривать в качестве ресурса социокультурной идентичности.


Система приоритетов образовательного пространства в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области, в рамках которой создаются условия для востребованности идентификационного потенциала традиций казачества:


а) создание в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области зон духовного и интеллектуального роста, способных обеспечить преемственность духовно-нравственных традиций культуры территории, сберечь и расширить слой национальной и региональной духовной элиты;


б) расширение социальной базы культурной жизни путем стимулирования и поддержки социально-культурных инициатив (объединений, организаций, клубов, ассоциаций, движений) и создания условий для общественной востребованности самодеятельной активности обучающихся;


в) развитие инфраструктуры, обеспечивающей условия сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества;


г) всесторонняя поддержка социального партнерства социальных институтов и культурных процессов, образовательных и информационно-просветительных организаций, формирующих духовно насыщенную и нормативно-регулирующую социокультурную среду в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области;


д) выработка механизмов противодействия экспансии явлений массовой коммерческой культуры, ведущих к деградации личности, угрожающих нравственному здоровью и сохранению самобытности культуры казачества.


Педагогические условия духовно-нравственного и патриотического воспитания в целях социокультурной идентификации обучающихся заключаются в:


выборе патриотической идеи системообразующим элементом в модели содержания образования в субъектах кадетского (казачьего) образования в Ростовской области;


оптимальном соотношении федерального общеобразовательного стандарта с общеобразовательными и профессионально ориентирующими предметами, их духовно-нравственной и военно-патриотической направленности и отражении их в учебном плане образовательной организации;


(в ред. постановления Правительства Ростовской области от 03.08.2021 N 623)


непрерывности и преемственности реализации функций духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в общем и профессиональном образовании;