(с изменениями на 26 апреля 2023 года)
(в ред. постановлений Правительства Ростовской области от 03.08.2021 N 623, от 07.10.2022 N 844, от 26.04.2023 N 316)
В целях реализации Стратегии развития российского казачества до 2020 года Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию реализации государственной политики в отношении казачества на территории Ростовской области согласно приложению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Бодрякова С.Н.
(п. 2 в ред. постановления Правительства Ростовской области от 26.04.2023 N 316)
Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ
Постановление вносит
департамент по делам казачества
и кадетских учебных заведений
Ростовской области
КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТНОШЕНИИ КАЗАЧЕСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановлений Правительства Ростовской области от 03.08.2021 N 623, от 07.10.2022 N 844)
В конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ века начался процесс возрождения казачества России. Одними из первых подняли знамя возрождения донские казаки в Ростовской области. В ноябре 1990 г. разрозненные группы донских казаков объединились на войсковом круге (в 1990 году в г. Ростове-на-Дону состоялся первый круг (съезд) донских казаков) в Союз казаков Области Войска Донского.
Практически сразу казачье движение заявило о себе как о факторе, претендующем на определенное место в политической жизни региона и страны. Всплеск политической активности казачества был ответной реакцией на имевшие в советский период место репрессии в отношении казачества. Дополнительным толчком к политизации казачьего движения стал Закон РСФСР от 26.04.1991 N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов". Тезисы о восстановлении казачьего административно-территориального или национально-государственного образования стали основой идеологии казачьего движения. Данный закон определил казачество как исторически сложившуюся культурно-этническую общность.
К середине 90-х г. движение за возрождение российского казачества приобрело широкий размах, сложилось как организованная структура и переросло рамки общественного движения. В рамках демократизации страны и развития процессов возрождения казачества Администрация Ростовской области активно поддержала инициативу казаков. На областном уровне были приняты нормативные правовые акты, создавшие социальные, экономические и организационные предпосылки становления и развития государственной службы донского казачества на территории Ростовской области.
Указы Президента Российской Федерации о государственной и иной службе казачества дали новый позитивный толчок казачьему возрождению. Казачья служба провозглашалась в качестве основы возрождения казачества, так как исторически именно в период государственной службы казачество приобрело те черты, которые характеризуют его как специфическую часть российского народа. Возрождение государственной службы казачества должно было стать основанием для различных форм государственной поддержки казачества.
В ряде указов Президента Российской Федерации (1995 - 1996 гг.) были определены основные виды государственной и иной службы для казачества, а также порядок создания и деятельности казачьих обществ, берущих на себя обязательства по несению государственной и иной службы.
С этого времени большая часть политически активного казачества определила в качестве основного приоритета своего развития сотрудничество с государством на основе исторических традиций.
Выполняя указы Президента Российской Федерации, в 1996 г. в г. Новочеркасске на Большом Круге донские казаки создали войсковое казачье общество "Всевеликое войско Донское" (далее - ВКО "Всевеликое войско Донское").
Устав ВКО "Всевеликое войско Донское" был утвержден Указом Президента Российской Федерации от 17.06.1997 N 612, а с 1 июля 1997 г. ВКО "Всевеликое войско Донское" внесено в Государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
Многие общественные объединения казаков Дона выразили желание реформироваться в казачьи общества в целях несения государственной и иной службы.
Начался новый период казачьего возрождения, новый этап взаимоотношений российской власти и казачества.
В процессе возрождения казачества вырабатывались основы государственной политики в отношении российского казачества. Главным стержнем этой политики стала служба казаков Российскому государству.
После принятия в 2005 г. Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" государственная служба казаков России как приоритетное направление процесса казачьего возрождения и политики государства в отношении казачества закрепляется законодательно. Концепция государственной политики в отношении российского казачества, подписанная Президентом Российской Федерации 2 июля 2008 г., развивала положения Закона РСФСР от 26.04.1991 N 1107-1.
В последние годы государственная политика Российской Федерации в отношении российского казачества претерпела существенное изменение. При Президенте Российской Федерации создан Совет по делам казачества, в Южном федеральном округе - Комиссия Южного федерального округа в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, в Ростовской области сформирована постоянно действующая рабочая группа Совета.
Казаки активно содействуют решению вопросов местного значения исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции.
Практический опыт донского и российского казачества по организации военно-патриотического воспитания молодежи, возрождению его духовных и культурных традиций востребован органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Ростовская область является территорией исторического проживания донских казаков. Именно здесь зародилось и развивалось на протяжении веков казачество.
Донское казачество является частью российского казачества, и в то же время обладает специфическими чертами, присущими только ему.
Земли донских казаков простирались далеко за пределы нынешней Ростовской области. Но к началу ХХ века сформировалось административно-территориальное образование, которое называлось Область Войска Донского, а с 1918 года - Всевеликое войско Донское. В его состав входила часть земель современных Волгоградской области, Украины, Краснодарского края, Республики Калмыкия. В результате репрессий в отношении казачества территория Области Войска Донского была разделена, а изъятые части включены в состав соседних субъектов Российской Федерации и Украины.
В настоящее время почти 2/3 территории бывшего Всевеликого войска Донского входят в состав Ростовской области. Здесь же находится столица донских казаков - г. Новочеркасск.
Численность казачьего населения в области до сих пор не определена. С одной стороны, перепись казачьего населения не проводилась с 30-х годов XX в., с другой стороны, даже в случае проведения такой переписи ее итоги будут лишь приблизительны, так как в настоящее время нет определения, кто может называть себя казаком (казачкой).
С позиции Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ российское казачество - граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ.
Но это определение введено только для целей данного закона. Значение термина "казачество" более широко и включает целый комплекс факторов - казачью культуру, историческую память, духовность, этническое самоопределение, моральные установки, этническую территориальность, особые нормы самоорганизации и самоуправления и т.п.
По итогам различных опросов и оценок численность казачьего населения в Ростовской области колеблется от 11 до 43 процентов от общей численности населения области.
В середине 90-х годов ХХ в. службой "Мониторинг" был проведен опрос. В ходе исследований использовались 4 метода оценки:
метод демографической экстраполяции (оценка данных переписи населения в 20 - 30-х годах, материалов репрессий);
метод самоидентификации (материалы массового опроса по схеме: "Относите ли вы себя к казачеству?");
метод внешней идентификации (материалы опроса по схеме: "Есть ли у вас знакомые казаки?");
метод экспертных оценок - экспертные оценки специалистов, работающих с казачеством.
В ходе исследований была получена цифра, которая и может быть принята в качестве рабочей гипотезы, - 28 процентов населения Ростовской области может быть отнесено к казачьему населению. То есть в численном выражении это более 1 млн. человек.
По социальному составу среди граждан, относящих себя к казачеству, не прослеживается преобладающей принадлежности к какой-либо социальной группе.
В городах процентное отношение граждан, относящих себя к казачеству, выше, чем в сельской местности. Для этого есть свои причины:
большая политическая активность городских жителей;
опасаясь репрессий, и в период раскулачивания казачье население, оставляя землю, мигрировало в города, где имелась возможность скрыть свое казачье происхождение.
Социальный состав казачества в советский период претерпел коренные изменения, акцент интересов казачьего движения сместился в города. В то же время сегодня практически вся территория Ростовской области является территорией проживания донского казачества.
Войсковым казачьим обществом, члены которого в установленном законодательством порядке взяли на себя обязательства по несению государственной и иной службы на территории Ростовской области, является ВКО "Всевеликое войско Донское".
На 1 января 2012 г. численность казачьих обществ ВКО "Всевеликое войско Донское" Ростовской области составила более 80 тыс. человек.
Структурно ВКО "Всевеликое войско Донское" на территории Ростовской области состоит из 9 казачьих округов:
N п/п | Казачий округ | Общая численность членов казачьих обществ (человек) | Приняли обязательства по несению государственной или иной службы (человек) |
1. | Верхне-Донской казачий округ | 9753 | 1058 |
2. | Восточный казачий округ | 7452 | 607 |
3. | Донецкий казачий округ | 19316 | 2220 |
4. | Новочеркасский казачий округ | 3369 | 336 |
5. | Первый Донской казачий округ | 10391 | 1524 |
6. | Ростовский казачий округ | 6352 | 1339 |
7. | Сальский казачий округ | 7772 | 524 |
8. | Таганрогский казачий округ | 6438 | 561 |
9. | Черкасский казачий округ | 10454 | 1899 |
Итого | 81297 | 10068 |