Количество МП
┬
│ ┌══════‰
│ │======│
│ │======│
│ │======│
│ │======│
│ │======│
│ │======│
│ │======│
│ │ 20,5 │
│ │======│
│ │======│
│ │======│
│ ┌══════‰ ┌══════‰ │======│
│ │======│ │======│ ┌══════‰ │======│
│ │======│ │======│ │======│ │======│
│ │ 11,3 │ │ 10,1 │ │======│ │======│
│ │======│ │======│ │ 7,02 │ │======│
│ │======│ │======│ │======│ │======│
└════┴══════┴════┬════┴══════┴════┬════┴══════┴═════┬═════┴══════┴═════‰
Россия Приволжский ФО Оренбургская обл. Оренбург
Принимая во внимание существующие показатели, необходимо отметить, что потенциал предпринимательства значительно выше, поэтому развитие малого и среднего бизнеса в г. Оренбурге находится в числе основных приоритетов.
На основании анализа развития малого и среднего предпринимательства в городе Оренбурге в 2008 - 2010 годах следует отметить, что, несмотря на улучшение правовых и финансово-экономических условий для деятельности малого предпринимательства на территории города, основными проблемами, препятствующими его дальнейшему развитию, являются:
- недостаточное количество нежилых помещений для ведения предпринимательской деятельности и доступности информации о свободных земельных участках и муниципальном имуществе;
- затрудненный доступ субъектов МСП к финансовым и инвестиционным ресурсам;
- невысокая активность субъектов малого предпринимательства в решении социальных проблем;
- неразвитость системы общественных объединений предпринимателей в решении вопросов правовой защиты своих отраслевых интересов;
- недостаток квалифицированных кадров рабочих специальностей на малых предприятиях города;
- недостаточный образовательный и информационный уровень предпринимателей;
- сложность в развитии инновационного и экспортно-ориентированного предпринимательства;
- недостаточность доступа к стартовому капиталу для начинающих предпринимателей;
- слабое развитие комплекса финансовых услуг для отдельных, социально-значимых категорий малых, средних и микро-предприятий (включая адресную поддержку предприятий в отдельных отраслях бизнеса, систему поддержки социально значимых проектов, совместное с банками финансирование инвестиционных проектов малых предприятий);
- недостаточная социальная защищенность наемных работников в сфере МСП, сохранение нарушений в трудовых отношениях работодателей с работающими по найму, вызывающими текучесть кадров в предпринимательской среде;
- высокие риски ведения предпринимательской деятельности;
- при значительной доле сектора малого и среднего бизнеса в экономике города, связи его с политикой муниципального управления и развитие частно-публичного партнерства остаются слабыми;
- несоответствие уровня официально регистрируемой заработной платы работников уровню среднеотраслевой заработной платы по городу Оренбургу.
Преодоление существующих препятствий и дальнейшее поступательное развитие предприятий малого и среднего бизнеса возможно только на основе целенаправленной работы на местах по созданию благоприятных условий для его развития путем оказания комплексной и адресной поддержки в различных направлениях - информационного, образовательного, консультационного, научно-технического, технологического, финансового, имущественного обеспечения, оказания целого спектра деловых услуг, налаживания деловых контактов и кооперации, а также в других аспектах, коллективная потребность в которых может возникнуть у предпринимателей.
Проблемы развития и поддержки малого и среднего бизнеса нельзя рассматривать и решать изолированно друг от друга, поэтому самым эффективным методом их решения является программно-целевой, обеспечивающий увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.
При этом основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства будут являться:
1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
2) равный доступ субъектов малого предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
3) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
4) открытость процедур оказания поддержки.
Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу для органов местного самоуправления является "Программа поддержки и развития малого и среднего бизнеса в городе Оренбурге на 2012 - 2014 гг." (далее - Программа).
Учитывая, что не все мероприятия Программы 2009 - 2011 гг. были реализованы в полном объеме, Программа на 2012 - 2014 годы включает в себя не потерявшие актуальность пункты (субсидирование процентных ставок, создание системы льготного кредитования субъектов МСП, создание и развитие объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства) и является продолжением развития комплексной системы поддержки малого и среднего предпринимательства в городе.