Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ ОРЕНБУРГЕ НА 2012 - 2014 ГОДЫ" (с изменениями на: 30.10.2013)

Глава 1. ВВЕДЕНИЕ


Развитие малого и среднего бизнеса является неотъемлемым элементом рыночной системы хозяйствования, соответствующим цели экономических реформ в России - созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.

Социальная значимость малого и среднего бизнеса определяется массовостью группы собственников - владельцев малых и средних предприятий и их наемных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно в секторе МСП создается и находится в обороте основная масса материальных ресурсов.

Исходя из этого, основной целью политики развития и поддержки предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого и среднего предпринимательства.

В настоящее время предпринимательство, являясь одной из самых эффективных форм организации производственной и непроизводственной деятельности, оказывает существенное влияние на экономическое развитие города Оренбурга по направлениям: насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами местного производства; решение проблем повышения уровня жизни и вопросов занятости населения; увеличение налоговых платежей в бюджетную систему. В связи с этим дальнейшее развитие МСП как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений, рассматривается администрацией города как одна из приоритетных стратегических задач.

Индикаторами создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса г. Оренбурга стали следующие тенденции:

- увеличение количества малых предприятий с 10258 предприятий в 2008 году до 12183 - в 2010 году, а также увеличение числа действующих индивидуальных предпринимателей;

- увеличение количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей на тысячу жителей города (в 2008 году - 18,9 малых предприятий и 31,7 индивидуальных предпринимателей; в 2010 году - 22,5 и 33,6 соответственно);

- увеличение среднесписочной численности работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства с 2008 года на 15 % (в среднем).

Доля налоговых поступлений от субъектов предпринимательства в общей сумме налогов, поступивших в городской бюджет, на 01.01.2009 составила 38 %, на 01.01.2010 - 39 %, а на 01.01.2011 - 45 %.

Растет банковская сеть, предлагающая предпринимательству различные программы кредитования - от краткосрочных займов до долгосрочных инвестиционных кредитов.

Субъекты МСП активно вступают в кредитные отношения с банками, развивается деятельность лизинговых компаний, субъекты МСП привлекаются к выполнению муниципальных заказов.

Анализ проблем и потребностей малого и среднего бизнеса Оренбурга, обозначенных на встречах с городским бизнес-сообществом, определил необходимость выстраивания системы поддержки малого и среднего предпринимательства города Оренбурга более эффективным образом.

При относительно небольших бюджетных затратах, используя ресурс малого и среднего бизнеса, можно эффективно решать проблемы, связанные с:

- сокращением потребительского спроса;

- снижением уровня доходов населения;

- формированием иждивенческой психологии определенной его части;

- сокращением поступлений в бюджеты всех уровней и т.д.

При разработке Программы развития малого и среднего предпринимательства учитывались следующие факторы, отражающие существующую ситуацию:

- недостаточность сведений о состоянии бизнес-среды, отсутствие системы регулярного мониторинга и получения обратной связи от бизнес-сообщества, что затрудняет качественную оценку эффективности мероприятий Программы и своевременное принятие управленческих решений;

- недостаточная информированность населения и предпринимателей о действующих программах поддержки;

- неравномерное распределение малых и средних предприятий по сферам деятельности (большинство предприятий сосредоточено в оптовой и розничной торговле, мала доля инновационных предприятий);

- низкий уровень использования современных управленческих и информационных технологий;

- сложность доступа к финансовым ресурсам;

- недостаток квалифицированных кадров;

- сложности для начала бизнеса "с нуля";

- недостаточный уровень соблюдения норм трудового законодательства и охраны труда на малых предприятиях.

В последние годы в российской политике и экономике наметились положительные тенденции на улучшение общей среды деятельности субъектов МСП. Меры Правительства РФ по дебюрократизации экономики и созданию условий для развития МСП способствовали расширению предпринимательской инициативы, росту количества субъектов МСП, увеличению объемов оборота и инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий.

Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также на основе анализа современного состояния МСП в Оренбурге и с учетом результатов выполнения целевой программы "О развитии малого и среднего предпринимательства в г. Оренбурге на 2009 - 2011 гг."