Действующий

Об утверждении "Стратегии социально-экономического развития города Оренбурга до 2030 года" (с изменениями на 21 марта 2024 года)



4.1. Приоритетные направления развития экономики города


Основу экономики Оренбурга составляют добыча и переработка нефти и газа, электроэнергетика, машиностроение и пищевая промышленность. Их деятельность регулируется положениями Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, Энергетической стратегией России на период до 2035 года, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, Стратегией развития Оренбургской области до 2030 года.


Главными ориентирами развития отраслей ресурсно-сырьевого комплекса и электроэнергетики являются удовлетворение внутреннего спроса на ресурсо- и энергоносители, стимулирование мероприятий по энергосбережению, техническому перевооружению, внедрению технологий по углубленной переработке углеводородного сырья, на базе новых энерго- и ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, обеспечение собственных предприятий высокопрофессиональными кадрами.


Современный крупный город в стратегическом плане является центром формирования инфраструктуры развития человеческого потенциала и сосредоточения необходимого для этого финансового и промышленного потенциала, ориентированного на развитие человеческого потенциала, а не как самостоятельного элемента бизнеса.


Устойчивость экономики города будет обеспечена за счет повышения роли и эффективности малого и среднего бизнеса в сфере потребления и услуг на основе достаточно высоких доходов в реальном секторе экономики, которая, во-первых, должна получить свое развитие в рамках традиционно сложившихся секторов экономики города.


Во-вторых, создание условий для формирования "новой экономики" на базе внедрения креативных, венчурных и инновационных проектов, основанных на партнерстве "наука (научная разработка) - предприниматель (внедрение) - финансовый институт (инвестиции) - органы местного самоуправления (организационно-правовое регулирование деятельности)".


В-третьих, развитие транспортно-логистического комплекса международного уровня, формирование современной инфраструктуры для товародвижения между странами, входящими в состав единого экономического пространства Евразийского экономического сообщества, создание соответствующих экономических организаций.


В-четвертых, модернизация агропромышленного комплекса города на базе межмуниципального сотрудничества, комплексного использования потенциала и ресурсов города и муниципальных районов, формирование новой организации рынка для удовлетворения разнообразных потребностей населения в качественных товарах и услугах, интеграция города в региональную систему товародвижения и комплексного развития социокультурных и бизнес-коммуникаций.


Если деятельность традиционных отраслей города является предметом государственного регулирования, то создание соответствующих условий "жизнедеятельности предприятий" (электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, услуги образования, культуры, торговли, общественного питания) - полномочия органов местного самоуправления. Вопросы, представляющие взаимный интерес бизнеса и органов местного самоуправления, решаются на базе муниципально-частного и социального партнерства.


Партнерство "науки - бизнеса - финансовых институтов" позволит создать условия для развития инновационной экономики.


По оценкам ученых, у города имеются возможности для формирования высокотехнологичных производств на основе местных ресурсов, в том числе таких сфер как фармацевтика, медицинские, биотехнические, информационные технологии, новые методы диагностики и лечения, утилизации попутного газа, энергосбережения, сельхозпроизводства. Результаты исследования показали, что 14 % ученых готовы предложить конкретные разработки для внедрения в производство, 54 % осуществить разработки под конкретный заказ при его наличии.


Содружество науки, бизнеса, финансовых институтов позволит обеспечить:


становление науки, ориентированной на внедрение научных разработок, как основа для развития инновационной экономики города;


развитие учебных заведений, предоставляющих и обеспечивающих возможность получения необходимого образования отвечающего требованиям рынка (профессия как доверие к ожидаемому уровню доходов), возможность получить работу или открыть собственное дело;


развитие нового качества предпринимательства и становление среднего бизнеса в городе как новый этап развития предпринимательства;