Структура первичной детской инвалидности по классам болезней
(на 10 тыс. детского населения)
Наименование | Интенсивный показатель первичной инвалидности | РФ | ||||
2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | ||
Туберкулез | 1,3 | 0,8 | 0,7 | 0,9 | 0,8 | 0,2 |
Новообразования | 0,3 | 0,5 | 0,2 | 1,2 | 0,7 | 1,2 |
Болезни эндокринной системы | 0,6 | 1,0 | 0,2 | 0,4 | 0,5 | 2,0 |
Психические расстройства и расстройства поведения | 2,0 | 1,0 | 1,2 | 0,7 | 1,6 | 6,1 |
Болезни нервной системы | 6,6 | 9,4 | 8,5 | 10,7 | 6,7 | 5,3 |
Болезни глаза и его придаточного аппарата | 0,7 | 1,0 | 0,2 | 0,5 | 0,5 | 0,9 |
Болезни уха и сосцевидного отростка | 1,0 | 2,1 | 1,9 | 3,3 | 1,7 | 1,0 |
Болезни системы кровообращения | 0,5 | 0,4 | 0,9 | 0,2 | 0,0 | 0,4 |
Болезни органов дыхания | 0,3 | 0,5 | 0,8 | 0,1 | 0,4 | 0,5 |
Болезни органов пищеварения | 0,5 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,4 | 0,3 |
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани | 1,3 | 1,2 | 1,2 | 0,7 | 0,5 | 1,3 |
Болезни мочеполовой системы | 0,6 | 0,7 | 0,5 | 0,8 | 0,5 | 0,4 |
Врожденные аномалии, деформации и хромосомные нарушения | 9,3 | 9,2 | 8,8 | 8,6 | 6,5 | 5,5 |
Отдельные состояния, возникшие в перинатальном периоде | 0 | 0,0 | 0,9 | 0,9 | 0,6 | 0,2 |
Травмы, отравления | 1,6 | 1,0 | 1,0 | 1,9 | 0,3 | 0,5 |
Прочие болезни | 1,3 | 0,2 | 0,6 | 1,3 | 0,4 | 0,9 |
Всего | 27,8 | 28,8 | 28,2 | 31,0 | 22,3 | 26,6 |
Мальчики больше признаются первично инвалидами. Из возрастных категорий преобладают дети в возрасте от 0 до 3 лет.
При анализе детской инвалидности по полу и возрасту отмечено преобладание детей в возрасте 0 - 3 года, что связано с установлением в этом возрасте инвалидности по преобладающей нозологической форме у детей - врожденные аномалии развития. В структуре детей от 0 до 3-х лет в 2013 году отмечалось преобладание доли мальчиков над девочками (63,3% и 36,7% соответственно). Но с 2014 года доля девочек в возрастной группе от 0 до 3-х лет преобладает над долей мальчиков (2014 г. - 49,5% мальчиков и 50,5% девочек в возрасте 0 - 3 лет, 2015 г. - 45,6% и 53,4% соответственно). Уже в следующей возрастной группе 4 - 7 лет, преобладание мальчиков более заметно. Соотношение мальчики - девочки по годам: 2013 г. - 55,1% и 44,9%, 2014 г. - 61,6% и 38,4%, 2015 г. - 73,5% и 26,6%. Следующая возрастная группа детей от 8 - 14 лет (школьный возраст) по распределению возрастов нестабильна. В 2013 и 2014 годах в указанной возрастной группе также преобладала доля мальчиков, но в 2015 году произошел рост первичной инвалидности среди девочек в данной возрастной группе. В 2013 году доля девочек в возрастной группе 38,1%, в 2014 г. - 48,3%, в 2015 г. - 61,1%. В старшей возрастной группе детей в возрасте 15 лет и старше за представленные годы стабильно преобладают лица мужского пола. Если в разных возрастных группах доля мальчиков и доля девочек меняются в каждом году, то в общем итоге удельный вес мальчиков всегда больше за представленные годы.
Количество детей, инвалидность которым не подтверждена при повторном освидетельствовании, имеет тенденцию к росту. Так в 2013 году показатель полной реабилитации составил 6,3% от всех переосвидетельствованных для определения категории "ребенок-инвалид". В 2014 году полная реабилитация у 7,1%, в 2015 году этот показатель - 13,9%. Число детей, инвалидность которым установлена до 18 лет при переосвидетельствовании, - 125 человек.
Для разработки (коррекции) ИПР из ранее освидетельствованных проведено 56 медико-социальных экспертиз. Количество МСЭ для разработки ИПР уменьшается за представленный период, темп убыли за три года составил в среднем 33,3%. Это связано с тем, что при установлении инвалидности у детей до 18 лет программа реабилитации (ИПР ребенка-инвалида) разрабатывается со сроком на один либо два года. Так как дети растут, у них меняется потребность в технических средствах реабилитации, а также в связи с высоким реабилитационным потенциалом детей, в зависимости от стадии заболевания требуется то или иное ТСР. Начиная с 14 лет дети нуждаются в профессиональной реабилитации, поэтому правильно составленная и разработанная ИПР помогает в получении дальнейшего образования и правильном выборе профессии не противопоказанной по медицинским соображениям.