Сложившаяся к настоящему времени социально-экономическая ситуация в Российской Федерации в целом и в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) в частности свидетельствует о необходимости адаптации принципов и приоритетов управления государственным имуществом автономного округа к современным потребностям населения автономного округа. При этом необходимо учитывать, что основой экономики автономного округа является и в долгосрочной перспективе (10 - 15 лет) будет являться газо- и нефтедобыча, а потому осуществление государственными органами автономного округа в пределах имеющихся у них полномочий активной политики в экономической сфере посредством управления государственным имуществом автономного округа и его приватизации способно оказать влияние на соблюдение экономических интересов государства в целом.
В этой связи принципы и приоритеты политики автономного округа в сфере управления и распоряжения государственным имуществом автономного округа должны основываться на принципах и соответствовать приоритетам государственной экономической политики, проводимой в масштабах страны. Только при таком подходе могут обеспечиваться единство экономического пространства Российской Федерации, отсутствие препятствий для свободного перемещения на территории страны товаров, работ, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признание и равная защита всех форм собственности.
Преемственность в деятельности государственных органов автономного округа установленных на федеральном уровне принципов и приоритетов управления государственным имуществом и приватизации не следует понимать как ограничение самостоятельности автономного округа в определении с учетом региональной специфики принципов и приоритетов использования объектов окружной собственности. Несмотря на то, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и возможности автономного округа по правовому регулированию имущественных отношений существенно ограничены, автономный округ является полноценным собственником принадлежащего ему имущества и вправе самостоятельно осуществлять правомочия по владению, пользованию и распоряжению им, включая правовое регулирование деятельности лиц и органов власти, участвующих в процессах управления указанным имуществом.
Происходящее в настоящее время в стране усиление роли государства в регулировании экономики характерно и для автономного округа. Однако сокращение в последние годы количества унитарных предприятий автономного округа и хозяйственных обществ с участием автономного округа свидетельствует о том, что регулирование государственными органами автономного округа экономической сферы происходит в основном путем применения административных механизмов, слабо ориентированных на поддержание и развитие конкурентной среды. Особенно отчетливо данное обстоятельство прослеживается в нефтегазовом секторе экономики, где доля активов автономного округа недопустимо мала. Одной из причин отмеченного явления нередко выступает различное толкование на практике принципа целевого соответствия имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации, закрепленным за ним функциям и полномочиям, который был законодательно установлен в ходе административной и муниципальной реформ 2002 - 2006 годов.
В то же время, усиление роли автономного округа в регулировании экономических процессов на подведомственной территории не следует понимать как стремление к увеличению количества объектов государственной собственности автономного округа. В настоящее время необходимо создание экономически выверенной, организационно эффективной и исчерпывающим образом оформленной юридически системы критериев, в соответствии с которыми определяются сферы и объекты, требующие управления на уровне автономного округа, в том числе путем приобретения в собственность автономного округа соответствующих активов.
Организационно-институциональный механизм управления государственным имуществом автономного округа сложно признать эффективным: в настоящее время в структуре исполнительной власти автономного округа, по меньшей мере, четыре органа государственной власти активно участвуют в управлении комплексом государственного имущества (департамент имущественных отношений автономного округа, департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса автономного округа, департамент экономики автономного округа, управление делами Правительства автономного округа). Отсутствие детально проработанных регламентов взаимодействия различных государственных органов автономного округа, распределение между несколькими несоподчиненными ведомствами неразрывно связанных между собой функций по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в рассматриваемой сфере, планированию приобретения, использования и отчуждения имущества автономного округа, его учету и организации исполнения нормативных правовых актов ведут к ситуации, когда орган государственной власти автономного округа, специально уполномоченный в сфере управления государственным имуществом автономного округа - департамент имущественных отношений автономного округа, - вопреки своему предназначению фактически утрачивает ключевую роль в управлении комплексом государственного имущества автономного округа. Как показывает зарубежный опыт и практика деятельности федеральных органов государственной власти в нашей стране, функции по управлению государственным имуществом (за исключением контрольных функций), включая выработку политики и нормативно-правовое регулирование в рассматриваемой сфере, целесообразно закреплять за каким-либо одним государственным органом, специально уполномоченным в области управления государственной собственностью.
(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 04.02.2019 N 69-П)
В соответствии с отмеченными ключевыми проблемами и ориентирами политика автономного округа в сфере управления объектами окружной собственности, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:
оптимизация структуры государственной собственности автономного округа с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне, а также соответствия целевого предназначения имущества функциям и полномочиям государственных органов автономного округа в интересах совершенствования государственного управления, обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста и развития конкуренции;
использование активов, находящихся в собственности автономного округа, в качестве инструмента для решения социально значимых задач, привлечения инвестиций и активизации инновационной деятельности на территории автономного округа;
увеличение доходов окружного бюджета на основе эффективного управления государственным имуществом автономного округа и создания новых источников бюджетных доходов;
повышение эффективности системы расходования средств окружного бюджета и внебюджетных источников, направляемых на приобретение активов, их содержание и использование;
внедрение социально ориентированных подходов к проведению приватизации государственного имущества автономного округа, нацеленных на достижение как позитивных экономических результатов, так и положительного социального эффекта в ходе постприватизационного использования соответствующих активов.
Для реализации указанных целей органам государственной власти автономного округа необходимо решить следующие задачи: