Действующий

О Концепции управления и распоряжения государственным имуществом Ямало-Ненецкого автономного округа (с изменениями на 4 февраля 2019 года)



2.6. Управление иными объектами собственности автономного округа


Оценка состояния управления.


Кроме тех видов государственного имущества автономного округа, принципы и подходы к управлению которыми нашли отражение в предыдущей части настоящей Концепции, автономный округ является обладателем права собственности и на иные объекты, среди которых наиболее значимая роль принадлежит:


- объектам государственного жилищного фонда автономного округа - в силу выполнения ими функции по обеспечению важнейшего конституционного права граждан на жилище;


- комплексу объектов культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия - в силу выполнения им духовных, воспитательных, морально-нравственных функций, а также функции по обеспечению прав коренных малочисленных народов Севера на сохранение и развитие самобытной культуры;


- объектам движимого имущества в составе казны автономного округа - в силу выполнения ими функций по обеспечению текущей деятельности государственных органов автономного округа, а также по обеспечению их взаимодействия с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.


Объекты государственного жилищного фонда автономного округа.


В настоящее время государственный жилищный фонд автономного округа по структуре включает преимущественно государственный специализированный жилищный фонд (служебные жилые помещения, общежития и другие помещения), а также государственный жилищный фонд коммерческого использования, состоящий из жилых помещений, предоставляемых нуждающимся гражданам по договорам социального найма, иным гражданам и организациям - по договорам временного пользования или в собственность за плату.


Жилищная политика на территории автономного округа реализуется на основе приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье", а также окружной целевой программы "Жилище" на 2005 - 2010 годы, включающей несколько подпрограмм. В рамках данных программ за счет средств окружного бюджета осуществляется частичное финансирование жилищного строительства, что создает предпосылки для сохранения и увеличения в перспективе доли государственного жилищного фонда автономного округа в структуре жилищного фонда на территории автономного округа. Финансирование жилищного строительства за счет средств окружного бюджета, в основном, направлено на увеличение числа находящихся в государственной собственности автономного округа объектов жилищного фонда социального использования, специализированного жилищного фонда и жилищного фонда коммерческого использования.


Объекты культурного наследия, находящиеся в собственности автономного округа.


Существующая система управления объектами культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, находящимися в государственной собственности автономного округа, функционирует на основе достаточно проработанной нормативно-правовой базы, представленной как правовыми актами федерального уровня, так и правовыми актами автономного округа. Управление объектами культурного наследия, находящимися в государственной собственности автономного округа, осуществляется специально образованной службой и охватывает стандартные управленческие процедуры: учет объектов культурного наследия, контроль за их использованием, принятие мер по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения.


Сфера функционирования объектов культурного наследия традиционно является убыточной и требует финансирования со стороны государства. По этой причине при управлении памятниками истории и культуры важно обеспечивать баланс интересов сохранения объектов историко-культурного назначения, сокращения бюджетных расходов на их содержание, привлечения заинтересованных граждан и организаций к поддержанию состояния и использованию памятников истории и культуры. Обеспечение интересов автономного округа при отчуждении в собственность, а также при передаче в пользование граждан и организаций объектов культурного наследия обеспечивается путем установления в соответствии с требованиями законодательства охранных обязательств владельцев.


Объекты движимого имущества в составе казны автономного округа.


Наряду с объектами недвижимого имущества и корпоративными активами в государственной собственности автономного округа находится весьма значительный по стоимости и количеству объектов комплекс движимого имущества, входящего в состав казны автономного округа. Видовой состав комплекса движимого имущества крайне разнообразен, что предполагает выбор целей и подходов к управлению им в зависимости от назначения и естественных свойств движимых вещей. Основная часть движимого имущества, входящего в состав казны автономного округа, представлена такими видами объектов, как транспортные средства, оборудование, средства связи и коммуникаций, компьютерная и офисная техника, мебель, расходные материалы.


Отличительной особенностью перечисленных видов движимого имущества автономного округа является сравнительно краткий период их полезного использования. По этой причине видовой, количественный и качественный состав движимого имущества автономного округа не позволяет сосредоточить управление им в рамках какого-либо одного органа исполнительной власти автономного округа.