Действующий

О Концепции управления и распоряжения государственным имуществом Ямало-Ненецкого автономного округа (с изменениями на 4 февраля 2019 года)



Заключительные положения


Значение настоящей Концепции не может быть сведено только к закреплению достигнутого уровня качества в управлении государственным имуществом автономного округа и установлению дальнейших ориентиров по увеличению доходов автономного округа от использования принадлежащих ему активов. Последовательная, поэтапная и комплексная реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, позволит обеспечить качественно новые результаты в развитии всей экономики автономного округа. Концепция закладывает основополагающие принципы реализации политики автономного округа в сфере управления и распоряжения государственным имуществом автономного округа, направленные на обеспечение выполнения автономным округом на современном этапе приоритетных задач комплексного социально-экономического развития подведомственной территории.


Увеличение числа высокоэффективных активов, находящихся в государственной собственности автономного округа, позволит восстановить баланс государственного и частного секторов экономики автономного округа в производстве товаров, работ, услуг, послужит основанием для дальнейшего развития конкуренции и, как следствие, привлечения инвестиций.


Современный этап развития инвестиционной деятельности в глобальных и национальных масштабах характеризуется планомерным переходом к обязательному внедрению в процессы производства, сбыта, организации труда и управления высоких технологий. Высокие показатели функционирования хозяйствующих субъектов сегодня недостижимы без активно протекающих инновационных процессов. Соответственно, привлечение инвестиций в экономику автономного округа (прежде всего, в частный сектор), обеспечиваемое на фоне высокоэффективного функционирования государственного сектора экономики, непременно должно сопровождаться ростом инновационной активности.


В то же время, сосредоточение в государственной собственности автономного округа значительного объема бюджетных средств и имущества, необходимого для обеспечения текущей деятельности государственных органов автономного округа и решения социальных задач, само по себе имеет весьма ограниченные возможности по обеспечению роста инвестиций в реальный (производственный) сектор экономики автономного округа и в социальную сферу. Увеличение количества находящихся в государственной собственности автономного округа реальных активов, характеризующихся определенными показателями экономической эффективности (стоимостью, доходностью, ликвидностью), позволит использовать их в качестве надежного обеспечения, предоставляемого инвесторам.


Переход от массовой приватизации к использованию индивидуальных подходов при принятии приватизационных решений, произошедший в стране и в целом оцениваемый положительно, тем не менее, должен иметь логическое продолжение: приватизацию необходимо начать рассматривать не только как политико-экономический процесс, направленный на постепенное сокращение участия государства в экономике, но и как важный инструмент, позволяющий государству в совокупности с механизмами приобретения и создания новых активов оптимизировать структуру своего присутствия в экономике, дающий ему возможность активно влиять на функционирование и развитие отраслей экономики при помощи рыночных, а не административных методов. Содержание приватизационных процессов на современном этапе должно быть максимально освобождено от элементов политического свойства; экономико-правовое значение приватизации следует сводить к тому, что приватизация есть, прежде всего, сделка по отчуждению государственного имущества автономного округа, совершаемая в особом порядке, соблюдение которого позволяет обеспечивать интересы автономного округа как собственника и обладателя имущественных прав. С этой точки зрения, решения о приватизации объектов государственной собственности автономного округа в своей основе имеют схожую природу с решениями частных собственников об отчуждении принадлежащего им имущества: любой собственник, отчуждая свое имущество, должен приходить к выводу о выгодности совершаемой сделки; различие состоит в том, что выгоды автономного округа при приватизации имущества могут не иметь стоимостной оценки, а потому требуют более взвешенного подхода к принятию приватизационных решений.


В свете необходимой оптимизации присутствия автономного округа в экономике необходимо обратить внимание на предоставляемые законодательством возможности деприватизации и реприватизации. Одним из таких механизмов выступает банкротство хозяйствующих субъектов, позволяющее вкупе с мероприятиями по финансовому оздоровлению, смене менеджмента компаний и обновлению подходов к организации производства, сохранять рабочие места, формировать новые стабильные источники бюджетных доходов, приобретать в государственную собственность автономного округа потенциально эффективные активы, решать иные задачи, стоящие перед государственными органами автономного округа.


Реализуя предусмотренные Концепцией принципы и подходы к управлению государственным имуществом автономного округа, следует учитывать, что важным условием повышения инвестиционной привлекательности экономики автономного округа и роста производства товаров, работ, услуг является создание инфраструктуры, отвечающей потребностям частного сектора экономики, ее поддержание и развитие.


Еще одним важным шагом в совершенствовании механизмов управления государственным имуществом автономного округа должно стать обеспечение открытости и прозрачности соответствующих управленческих решений и процедур. Реализация потенциала Концепции в этой части обеспечит стабилизацию и улучшение показателей инвестиционной привлекательности экономики автономного округа, упрочит доверие населения к власти и проводимым социально-экономическим преобразованиям, позволит сформировать новые точки экономического роста за счет повышения предпринимательской активности граждан.


Создавая адекватные правовые, организационные и экономические механизмы реализации Концепции, следует ориентироваться на стратегические экономические интересы Российской Федерации и автономного округа, обеспечивать диверсификацию экономики автономного округа и ее устойчивое развитие. Достижению указанных результатов и реализации названных интересов и должны способствовать процессы повышения эффективности управления государственным имуществом автономного округа.