Происходящие в настоящее время на общегосударственном уровне процессы по вхождению Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО), обновление гражданского законодательства, регулирующего вопросы правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, реализация государственной политики по построению инновационно-ориентированной экономики - все эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости создания на уровне автономного округа современного механизма управления и распоряжения исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности.
В настоящее время автономный округ направляет заметную долю средств окружного бюджета на создание и приобретение научной и научно-технической продукции, что закладывает фундамент для последующего развития хозяйственного комплекса и государственного управления в автономном округе на основе инноваций.
Выполнение для государственных нужд автономного округа научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских работ, а также работ по созданию произведений литературы, науки, искусства, иных результатов интеллектуальной деятельности неизбежно связано с трудностями определения параметров и свойств результатов указанных работ, риском их неполучения, невозможностью практического применения. Отмеченные обстоятельства требуют особого подхода к приобретению, оформлению, учету, использованию и распоряжению исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Следует также учитывать и то, что исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся имущественными по своему характеру, могут выступать важным элементом государственно-частного партнерства при создании институтов инновационно-ориентированной экономики.
В соответствии с отмеченными особенностями в числе первоочередных мер по созданию современного механизма управления исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащими автономному округу, необходимо назвать следующие:
1) определение органа исполнительной власти автономного округа, уполномоченного в сфере управления и распоряжения исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по государственным контрактам для удовлетворения государственных нужд автономного округа; нормативное закрепление за данным органом исполнительной власти соответствующих полномочий, установление процедур его взаимодействия с другими органами исполнительной власти автономного округа;
2) разработка и принятие необходимых нормативных актов автономного округа, регламентирующих порядок определения потребностей автономного округа в приобретении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, порядок и условия их приобретения, оформления, учета, использования и распоряжения;
3) проведение проверки фактического наличия объектов интеллектуальных прав, отвечающих признакам охраноспособности и (или) патентоспособности, установленным действующим законодательством Российской Федерации, создание которых финансировалось за счет средств окружного бюджета; осуществление ревизии условий договоров на их создание в части, устанавливающей распределение исключительных прав на данные объекты между авторами (создателями, исполнителями) и автономным округом; принятие в необходимых случаях мер по заключению с авторами (создателями, исполнителями) дополнительных соглашений к указанным договорам, предусматривающих приобретение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности автономным округом;
4) оформление исключительных прав автономного округа на результаты интеллектуальной деятельности, созданные (полученные) за счет средств окружного бюджета, в соответствующих органах государственной власти Российской Федерации и международных организациях;
5) организация учета принадлежащих автономному округу исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности путем отражения сведений о них в соответствующих государственных информационных системах автономного округа, а также на балансе казны автономного округа (в качестве нематериальных активов).
Ведение на балансе казны автономного округа учета принадлежащих автономному округу исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности следует осуществлять на основе затратного метода, а в необходимых случаях проводить независимую оценку их рыночной стоимости;
6) разработка комплекса методических и инструктивных документов, определяющих типовые условия государственных контрактов на создание для государственных нужд автономного округа результатов интеллектуальной деятельности (в зависимости от их вида), правила передачи государственным заказчикам, действующим от имени автономного округа, результатов интеллектуальной деятельности, а также требования по обеспечению защиты объектов интеллектуальных прав от несанкционированного доступа и распространения;
7) создание процедурных и институциональных условий для вовлечения в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, предназначенных для повышения эффективности хозяйственной деятельности, исключительные права на которые принадлежат автономному округу.
Вовлечение указанных результатов интеллектуальной деятельности в экономический оборот возможно, в частности, путем применения широко используемых в мировой практике и в достаточной степени апробированных институтов венчурного инвестирования. С целью их реализации на территории автономного округа может быть создано специализированное государственное учреждение автономного округа, выполняющее функции по осуществлению венчурных инвестиций за счет выделяемых на развитие научной и инновационной деятельности средств окружного бюджета, а также доходов, полученных данным учреждением от внедрения инноваций. Деятельность указанного специализированного учреждения должна опираться на нормативно закрепленные критерии и процедуры отбора научных и научно-технических проектов, для финансирования которых планируется предоставление средств окружного бюджета. В качестве основного принципа деятельности названного специализированного государственного учреждения автономного округа следует рассматривать установление долгосрочного сотрудничества с научными организациями и компаниями, потенциально заинтересованными в соответствующих результатах интеллектуальной деятельности, с целью совместной реализации инновационных программ и проектов на условиях софинансирования.