Недействующий

Об утверждении государственной программы Ростовской области "Региональная политика" (с изменениями на 30 августа 2018 года)



Таблица N 1



ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ К ПРИЕМУ УЧАСТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

N п/п

Наименование показателя

Единица измерения

2011 год

2012 год

2013 год

1.

Общая численность населения на начало года

тыс. человек

4275,2

4260,6

4254,6

2.

Естественный(ая) прирост (убыль) населения

человек

-14321

-9663

-8940 <1>

3.

Миграционный(ая) прирост (убыль) населения

человек

-259

3633

-141 <1>

4.

Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения

процентов

60,7

60,2

59,6

5.

Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения

процентов

73,7

75,0

76,1

6.

Общая численность безработных (по методологии МОТ)

тыс. человек

159,5

130,1

128,7

7.

Уровень общей безработицы (по методологии МОТ)

процентов

7,3

6,0

6,0

8.

Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, на конец года

тыс. человек

22,9

19,0

18,0

9.

Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения

процентов

1,1

0,9

0,8

10.

Напряженность на рынке труда (число безработных на одну вакансию)

человек

0,8

0,7

0,7

11.

Численность привлеченных иностранных работников

человек

13409

11187

8998

12.

Прожиточный минимум <2>

рублей

6224

6676

7445

13.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя

кв. метров

21,9

22,3

23,0 <3>

14.

Количество постоянного жилья для приема переселенцев

кв. метров

н/д

н/д

н/д

15.

Количество временного жилья для приема переселенцев

кв. метров

н/д

н/д

н/д

16.

Количество мест в учреждениях дошкольного образования на 1000 детей дошкольного возраста

мест

555

558

562 <3>

17.

Бюджетные доходы, всего

млн рублей

134346,4

152528,0

155408,2

18.

Бюджетные расходы, всего

млн рублей

137693,0

152424,4

164548,0


Примечание.


Используемое сокращение:


н/д - нет данных.


________________


<1> По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области.


<2> Данные за IV квартал в расчете для трудоспособного населения.


<3> Оценка.


Вместе с тем наметившиеся позитивные тенденции не компенсировали сокращение численности населения - за период с начала 2011 по 2013 год численность постоянного населения области уменьшилась на 0,5 процента. Кроме того, в Ростовской области сохраняется неблагоприятная возрастная структура населения - по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области (далее - Ростовстат) доля населения в возрасте старше трудоспособного к началу 2013 г. составила 24,9 процента, увеличившись по сравнению с данными 2011 года на 0,8 процента, при одновременном сокращении доли населения в трудоспособном возрасте с 60,7 до 59,6 процента. При этом неравномерность социально-экономического развития городских округов и других муниципальных образований оказала влияние на отток населения из сельской местности - за период с 2011 по 2013 год численность сельского населения сократилась на 23,5 тыс. человек.


Демографические тенденции оказывают влияние и на развитие рынка труда. В последние годы в Ростовской области постоянно растет спрос на квалифицированные трудовые ресурсы, и при демографических диспропорциях в структуре трудового потенциала уже ощутим дефицит на рынке труда. Это подтверждается как низкими показателями безработицы, так и снижением возрастных барьеров при приеме на работу. Так, численность безработных по методологии МОТ в среднем за 2013 год составила 128,7 тыс. человек, что на 19,3 процента ниже показателя 2011 года. Соответственно, уровень общей безработицы снизился с 7,3 до 6,0 процента. Показатель регистрируемой безработицы в Ростовской области является одним из самых низких в России, и динамика данного показателя на протяжении ряда лет имеет позитивный характер - устойчиво сокращается. Исключением являлись кризисные годы, когда занятость в экономике объективно уменьшилась, что привело к росту уровня зарегистрированной безработицы к концу 2009 года до 1,7 процента, однако уже по итогам 12 месяцев 2010 года уровень сократился до 1,3 процента, что существенно ниже, чем в целом по Российской Федерации (2,1 процента), а по данным на 1 января 2014 г. составила 0,8 процента (1,2 процента).


Одним из путей удовлетворения потребности развивающейся региональной экономики в кадрах является привлечение трудовых ресурсов из-за пределов Ростовской области. Возможности других регионов Российской Федерации на сегодняшний день ограничены в силу недостаточной трудовой мобильности населения. На территорию Ростовской области ежегодно привлекается свыше 30 тысяч временных трудовых мигрантов как из стран бывших союзных республик, так и из стран "дальнего зарубежья". Данная категория работников занимает в основном рабочие места, не требующие высокой квалификации, недостаточно владеет русским языком, плохо адаптируется к условиям принимающего сообщества и не заинтересована в длительной трудовой деятельности.


Для дальнейшего развития экономики Ростовская область нуждается как в высококвалифицированных специалистах, так и в квалифицированных рабочих. Кроме того, нехватка трудовых ресурсов в среднесрочной перспективе будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации на территории области инвестиционных проектов. Также в Ростовской области сформирован перечень "100 Губернаторских инвестиционных проектов", основу которого составляют наиболее экономически и социально значимые инвестиционные проекты. Доминирующее количество проектов приходится на традиционные для Ростовской области отрасли: сельское хозяйство и промышленность. Более подробная информация о реализуемых инвестиционных проектах в области представлена в приложении N 7 к государственной программе Ростовской области "Региональная политика".


В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос привлечения в экономику Ростовской области соотечественников, проживающих за рубежом, в большинстве своем воспитанных в традициях русской культуры и уважения к российской государственности, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Россией. Эти лица обладают наибольшими возможностями по адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.


На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что переселение на постоянное место жительства в Ростовскую область соотечественников, по различным причинам оказавшихся за рубежом, будет способствовать решению проблем демографического и территориального развития, а также улучшению ситуации с обеспечением потребности экономики области в квалифицированных кадрах.