ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ К ПРИЕМУ УЧАСТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
N п/п | Наименование показателя | Единица измерения | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
1. | Общая численность населения на начало года | тыс. человек | 4275,2 | 4260,6 | 4254,6 |
2. | Естественный(ая) прирост (убыль) населения | человек | -14321 | -9663 | -8940 <1> |
3. | Миграционный(ая) прирост (убыль) населения | человек | -259 | 3633 | -141 <1> |
4. | Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения | процентов | 60,7 | 60,2 | 59,6 |
5. | Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения | процентов | 73,7 | 75,0 | 76,1 |
6. | Общая численность безработных (по методологии МОТ) | тыс. человек | 159,5 | 130,1 | 128,7 |
7. | Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) | процентов | 7,3 | 6,0 | 6,0 |
8. | Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, на конец года | тыс. человек | 22,9 | 19,0 | 18,0 |
9. | Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения | процентов | 1,1 | 0,9 | 0,8 |
10. | Напряженность на рынке труда (число безработных на одну вакансию) | человек | 0,8 | 0,7 | 0,7 |
11. | Численность привлеченных иностранных работников | человек | 13409 | 11187 | 8998 |
12. | Прожиточный минимум <2> | рублей | 6224 | 6676 | 7445 |
13. | Общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя | кв. метров | 21,9 | 22,3 | 23,0 <3> |
14. | Количество постоянного жилья для приема переселенцев | кв. метров | н/д | н/д | н/д |
15. | Количество временного жилья для приема переселенцев | кв. метров | н/д | н/д | н/д |
16. | Количество мест в учреждениях дошкольного образования на 1000 детей дошкольного возраста | мест | 555 | 558 | 562 <3> |
17. | Бюджетные доходы, всего | млн рублей | 134346,4 | 152528,0 | 155408,2 |
18. | Бюджетные расходы, всего | млн рублей | 137693,0 | 152424,4 | 164548,0 |
Примечание.
Используемое сокращение:
н/д - нет данных.
________________
<1> По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области.
<2> Данные за IV квартал в расчете для трудоспособного населения.
<3> Оценка.
Вместе с тем наметившиеся позитивные тенденции не компенсировали сокращение численности населения - за период с начала 2011 по 2013 год численность постоянного населения области уменьшилась на 0,5 процента. Кроме того, в Ростовской области сохраняется неблагоприятная возрастная структура населения - по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области (далее - Ростовстат) доля населения в возрасте старше трудоспособного к началу 2013 г. составила 24,9 процента, увеличившись по сравнению с данными 2011 года на 0,8 процента, при одновременном сокращении доли населения в трудоспособном возрасте с 60,7 до 59,6 процента. При этом неравномерность социально-экономического развития городских округов и других муниципальных образований оказала влияние на отток населения из сельской местности - за период с 2011 по 2013 год численность сельского населения сократилась на 23,5 тыс. человек.
Демографические тенденции оказывают влияние и на развитие рынка труда. В последние годы в Ростовской области постоянно растет спрос на квалифицированные трудовые ресурсы, и при демографических диспропорциях в структуре трудового потенциала уже ощутим дефицит на рынке труда. Это подтверждается как низкими показателями безработицы, так и снижением возрастных барьеров при приеме на работу. Так, численность безработных по методологии МОТ в среднем за 2013 год составила 128,7 тыс. человек, что на 19,3 процента ниже показателя 2011 года. Соответственно, уровень общей безработицы снизился с 7,3 до 6,0 процента. Показатель регистрируемой безработицы в Ростовской области является одним из самых низких в России, и динамика данного показателя на протяжении ряда лет имеет позитивный характер - устойчиво сокращается. Исключением являлись кризисные годы, когда занятость в экономике объективно уменьшилась, что привело к росту уровня зарегистрированной безработицы к концу 2009 года до 1,7 процента, однако уже по итогам 12 месяцев 2010 года уровень сократился до 1,3 процента, что существенно ниже, чем в целом по Российской Федерации (2,1 процента), а по данным на 1 января 2014 г. составила 0,8 процента (1,2 процента).
Одним из путей удовлетворения потребности развивающейся региональной экономики в кадрах является привлечение трудовых ресурсов из-за пределов Ростовской области. Возможности других регионов Российской Федерации на сегодняшний день ограничены в силу недостаточной трудовой мобильности населения. На территорию Ростовской области ежегодно привлекается свыше 30 тысяч временных трудовых мигрантов как из стран бывших союзных республик, так и из стран "дальнего зарубежья". Данная категория работников занимает в основном рабочие места, не требующие высокой квалификации, недостаточно владеет русским языком, плохо адаптируется к условиям принимающего сообщества и не заинтересована в длительной трудовой деятельности.
Для дальнейшего развития экономики Ростовская область нуждается как в высококвалифицированных специалистах, так и в квалифицированных рабочих. Кроме того, нехватка трудовых ресурсов в среднесрочной перспективе будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации на территории области инвестиционных проектов. Также в Ростовской области сформирован перечень "100 Губернаторских инвестиционных проектов", основу которого составляют наиболее экономически и социально значимые инвестиционные проекты. Доминирующее количество проектов приходится на традиционные для Ростовской области отрасли: сельское хозяйство и промышленность. Более подробная информация о реализуемых инвестиционных проектах в области представлена в приложении N 7 к государственной программе Ростовской области "Региональная политика".
В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос привлечения в экономику Ростовской области соотечественников, проживающих за рубежом, в большинстве своем воспитанных в традициях русской культуры и уважения к российской государственности, владеющих русским языком и не желающих терять связь с Россией. Эти лица обладают наибольшими возможностями по адаптации и скорейшему включению в систему позитивных социальных связей принимающего сообщества.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что переселение на постоянное место жительства в Ростовскую область соотечественников, по различным причинам оказавшихся за рубежом, будет способствовать решению проблем демографического и территориального развития, а также улучшению ситуации с обеспечением потребности экономики области в квалифицированных кадрах.