ГВЭ по русскому языку проводится в нескольких форматах в целях учета возможностей разных категорий его участников:
обучающихся без ОВЗ;
обучающихся с ОВЗ.
В зависимости от выбора формата ГВЭ по русскому языку и номера варианта экзаменационного материала (далее именуется - ЭМ) должна быть реализована рассадка участников экзамена по аудиториям.
При организации экзамена следует учесть, что для его проведения необходимы разные аудитории для проведения сочинения и изложения с творческим заданием.
ЭМ по русскому языку для ГВЭ в письменной форме разрабатываются для разных категорий обучающихся с ОВЗ.
Выбор формата решается индивидуально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития:
литера "А" - для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащих и позднооглохших обучающихся - изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника;
литера "С" - для слепых обучающихся, слабовидящих и поздноослепших обучающихся, владеющих шрифтом Брайля, - изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника;
литера "К" - для глухих обучающихся, обучающихся с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи - изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника. Данный ЭМ имеет ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учетом категории экзаменуемых; предусмотрены особые критерии оценивания и инструкции к заданиям, отражающие специфику той или иной категории обучающихся с ОВЗ.
Для проведения экзамена у глухих и слабослышащих обучающихся привлекаются сурдопедагоги, работающие с данным контингентом обучающихся, но не ведущие данный предмет (учитель географии, учитель истории, учитель индивидуальных коррекционных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения и др.). При желании обучающегося с нарушенным слухом обеспечивается сурдоперевод текста изложения.
Литера "Д" - для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - диктант с особыми критериями оценивания.
Текст изложения (для всех категорий участников экзамена) читается организатором три раза.
Глухим и слабослышащим обучающимся, обучающимся с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи предоставляется (после второго чтения текста) текст изложения для чтения и проведения подготовительной работы к изложению на 40 минут. По истечении этого времени организатор забирает текст изложения у участников экзамена.
Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием (номера вариантов ЭМ содержат литеру "А").
Комплект тем сочинений содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, инструкции для обучающегося.
Особенности сочинения с творческим заданием (номера вариантов с литерой "А" или "С").
Устанавливается оптимальный объем сочинения: 250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
Особенности сочинения с творческим заданием (номера вариантов с литерой "К").
Комплект тем сочинений с номерами вариантов, содержащих литеру "К", отличается простыми формулировками тем сочинений, а также инструкцией для обучающихся, в которой указаны следующие требования к объему сочинений: оптимальный объем 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то работа оценивается 0 баллов).
Изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, инструкцию для обучающегося. Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.
Предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории трижды.
Творческое задание нацеливает на комментарий одного из утверждений автора и аргументацию собственной позиции. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена). При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.
В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста, преподававшего данный предмет у данных обучающихся.
Особенности изложения с творческим заданием (номера вариантов с литерой "А" или "С").
Примерный объем текста для изложения - 200 - 280 слов.
Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием: