Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 19.05.2017)


 1. Особенности проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования по русскому языку в форме ГВЭ-9


ГВЭ по русскому языку проводится в нескольких форматах в целях учета возможностей разных категорий его участников:

обучающихся без ОВЗ;

обучающихся с ОВЗ.

В зависимости от выбора формата ГВЭ по русскому языку и номера варианта экзаменационного материала (далее именуется - ЭМ) должна быть реализована рассадка участников экзамена по аудиториям.

При организации экзамена следует учесть, что для его проведения необходимы разные аудитории для проведения сочинения и изложения с творческим заданием.

ЭМ по русскому языку для ГВЭ в письменной форме разрабатываются для разных категорий обучающихся с ОВЗ.

Выбор формата решается индивидуально с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития:

литера "А" - для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабослышащих и позднооглохших обучающихся - изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника;

литера "С" - для слепых обучающихся, слабовидящих и поздноослепших обучающихся, владеющих шрифтом Брайля, - изложение (сжатое) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника;

литера "К" - для глухих обучающихся, обучающихся с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи - изложение (сжатое или подробное) с творческим заданием или сочинение по выбору выпускника. Данный ЭМ имеет ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учетом категории экзаменуемых; предусмотрены особые критерии оценивания и инструкции к заданиям, отражающие специфику той или иной категории обучающихся с ОВЗ.

Для проведения экзамена у глухих и слабослышащих обучающихся привлекаются сурдопедагоги, работающие с данным контингентом обучающихся, но не ведущие данный предмет (учитель географии, учитель истории, учитель индивидуальных коррекционных занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения и др.). При желании обучающегося с нарушенным слухом обеспечивается сурдоперевод текста изложения.

Литера "Д" - для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - диктант с особыми критериями оценивания.

Текст изложения (для всех категорий участников экзамена) читается организатором три раза.

Глухим и слабослышащим обучающимся, обучающимся с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи предоставляется (после второго чтения текста) текст изложения для чтения и проведения подготовительной работы к изложению на 40 минут. По истечении этого времени организатор забирает текст изложения у участников экзамена.

Участникам ГВЭ без ОВЗ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием (номера вариантов ЭМ содержат литеру "А").

Комплект тем сочинений содержит четыре темы разной проблематики, сгруппированные в соответствии с определенной структурой, инструкции для обучающегося.

Особенности сочинения с творческим заданием (номера вариантов с литерой "А" или "С").

Устанавливается оптимальный объем сочинения: 250 слов. Если в сочинении менее 200 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Особенности сочинения с творческим заданием (номера вариантов с литерой "К").

Комплект тем сочинений с номерами вариантов, содержащих литеру "К", отличается простыми формулировками тем сочинений, а также инструкцией для обучающихся, в которой указаны следующие требования к объему сочинений: оптимальный объем 100 слов (если в сочинении менее 70 слов (в подсчет слов включаются все слова, в том числе служебные), то работа оценивается 0 баллов).

Изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, инструкцию для обучающегося. Текст для изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Текст рассматривается как стимул для написания сочинения-рассуждения.

Предложенный для изложения текст читается организатором в аудитории трижды.

Творческое задание нацеливает на комментарий одного из утверждений автора и аргументацию собственной позиции. Творческое задание должно быть прочитано и записано на доске (или распечатано для каждого участника экзамена). При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.

В качестве организатора проведения экзамена в форме изложения с творческим заданием привлекается специалист (например, учитель начальных классов), владеющий методикой проведения экзамена в форме изложения. Не допускается привлекать к проведению экзамена в форме изложения специалиста по этому учебному предмету, а также специалиста, преподававшего данный предмет у данных обучающихся.

Особенности изложения с творческим заданием (номера вариантов с литерой "А" или "С").

Примерный объем текста для изложения - 200 - 280 слов.

Экзаменуемые должны написать сжатое изложение, передавая главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Устанавливается минимально необходимый объем письменной работы в форме изложения с творческим заданием: