Стратегическое развитие области представляет собой комплексный проект, в который могут быть органично встроены более частные хозяйственные, образовательные и социокультурные проекты. Согласование реализации этих проектов, консолидация ресурсов их участников возможны лишь при условии партнерского взаимодействия власти, общества и бизнеса, принимающие на себя стратегические действия по социально-экономическому развитию области до 2030 года.
Стратегия развития области на долгосрочную перспективу основывается на результатах комплексного анализа развития отраслей и направлений деятельности субъекта и ограничивающих факторах развития.
Сценарии развития области сформированы в рамках долгосрочных сценариев социально-экономического развития Российской Федерации, разработанных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года.
Для области в долгосрочной перспективе возможны, как минимум, два сценария социально-экономического развития, и соответственно, развития системы расселения.
Первый сценарий с элементами организации расселения, выраженный в поляризованном развитии территории, основанном на сосредоточении производства и расселения в наиболее благоприятных для развития фокусах ("планировочных узлах") и полосах ("планировочных осях"), предполагающий к 2030 году стабилизацию численности населения на уровне 630 тыс. человек.
Второй сценарий - сценарий свободной самоорганизации расселения, предполагающий децентрализацию Новгородского полюса роста и усиленное развитие периферийных частей области. Этот сценарий потребует активной государственной политики органов государственной власти области по привлечению дополнительных трудовых ресурсов на территорию области, ибо исходя из расчета демографической емкости территории сценарий предполагает рост численности населения к 2030 году до 698 тыс. человек против сегодняшних 629,7 тыс. человек.
Своеобразие формирования рациональной системы расселения при этом сценарии будет заключаться в децентрализованном расселении (эффективном и экономичном для проживания населения) и развитии бизнеса в энергетической, коммунальной и транспортной инфраструктуре. Это позволит каждому населенному пункту в полной мере использовать преимущества своего экономико-географического положения, природно-ресурсного и трудового потенциала, а также других возможных факторов развития.
Предполагается выявление центров инвестиционного и промышленного развития, то есть "точек роста" с вменением им функций локомотивов, подтягивающих в развитии соседние территории.
Сценарий подразумевает выделение "точек роста", расположенных равномерно по территории области:
развитие Великого Новгорода и Новгородского района за счет пространственного развития прилегающих территорий;
развитие и упорядочение планировочной структуры городов Боровичи, Старая Русса, Валдай;
создание крупных центров "точек роста" на базе существующих поселений, расположенных по периферии территории региона и имеющих удобное экономико-географическое положение, благоприятные планировочные и экономические возможности для дальнейшего развития и создания новых мощных промышленных, финансовых, научных и культурных центров.
Необходима сбалансированная политика деконцентрации Новгородского полюса активности, включая промышленное производство, науку, третичный сектор экономики и другие сферы деятельности, и политика по поощрению притока капитала в новые центры и районы развития.
В основе развития предусматривается внедрение инновационных технологий: электроники, биотехнологии, программного обеспечения, производства новых промышленных материалов, специальной химии, оптики, индустрии общего машиностроения, производства новых товаров, информации, досуга, развлечений, туризма и рекреации.