Проблемы охраны окружающей среды начали обостряться в области с 1960 - 80-х годов, когда в эксплуатацию вводились крупные объекты промышленности, животноводческие комплексы и фермы, происходила концентрация средств производства на ограниченных территориях без учета возможных предельных нагрузок на природные ресурсы.
Опасность для окружающей среды представляют трансграничные поступления различных химических веществ на территорию области, так как они превышают выбросы от собственных источников. Например, по соединениям серы - более чем в 40 раз, оксиду азота - в 160 раз. В процентном соотношении более половины (55 процентов) всего импорта серы приходится на соседние регионы России, Польшу, Германию, еще 24 процента - на Беларусь, Эстонию и Украину. Наибольшее влияние оксидов азота оказывают поступления от регионов России, Польши, Германии (45 процентов).
Многоотраслевая хозяйственная структура, наличие в области крупных, средних и мелких промышленных и сельскохозяйственных предприятий, привлечение инвестиций обуславливают образование значительного количества и разнообразия отходов производства и потребления.
По данным государственной статистической отчетности, ежегодно в области образуется более 1 млн. тонн отходов производства и потребления (в 2011 году - 1,307 млн. тонн), при этом захоранивается на полигонах и санкционированных свалках бытовых отходов и объектах размещения отходов, принадлежащих предприятиям, примерно 300 тыс. тонн отходов, в основном бытовой мусор 4 и 5 классов опасности. Таким образом, в области достигнут один из самых высоких показателей по использованию и переработке отходов в Российской Федерации. Это в первую очередь предприятия по переработке отходов деревообработки, макулатуры, ломов цветных металлов. Переработка бытовых отходов с помощью даже самых современных мировых технологий оказывает на население и окружающую среду значительно большее негативное воздействие. Наиболее безвредным и выгодным способом захоронения отходов для государств, имеющих свободную территорию, является захоронение на специальных полигонах твердых коммунальных отходов.
(в ред. Областного закона Новгородской области от 04.05.2016 N 957-ОЗ)
Отвечают экологическим нормативам и требованиям (СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов") 7 полигонов твердых коммунальных отходов: в Великом Новгороде, Поддорском, Новгородском, Маловишерском, Батецком, Хвойнинском районах, первая очередь полигона в Старорусском районе.
(в ред. Областного закона Новгородской области от 04.05.2016 N 957-ОЗ)
Реконструкция существующих санкционированных свалок, строительство новых полигонов для захоронения твердых коммунальных отходов в муниципальных районах является одной из важных стратегических экологических задач в области.
(в ред. Областного закона Новгородской области от 04.05.2016 N 957-ОЗ)
Необходим переход к комплексной системе управления отходами, которая позволит внедрить новые технологии по утилизации и переработке отходов для того, чтобы разгрузить полигоны бытовых отходов, продлить срок их эксплуатации и решить проблему переработки отходов.
Важнейшей проблемой является организация селективного сбора и сортировка отходов перед их удалением с целью извлечения полезных и возможных к повторному использованию компонентов.
На сегодняшний день частичная сортировка отходов в области существует только на сортировочно-перегрузочном пункте в Великом Новгороде на базе закрытого акционерного общества "Новгородское спецавтохозяйство".
Таким образом, необходима разработка комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами в целом по области.
Все большее значение приобретает проблема вывоза отходов на дальнее расстояние. На сегодняшний день экономически целесообразным считается транспортировка на расстояние, не превышающее 40 - 50 км.