Проблемы борьбы с преступностью, масштабы и темпы ее роста в условиях осуществления социальных реформ настоятельно требуют разработки, принятия и реализации комплексных мер по ее обузданию на республиканском уровне.
Данные правоохранительной практики свидетельствуют, что преступность становится более организованной и профессиональной, возрастает вооруженность, техническая оснащенность и уровень самозащиты преступных элементов от разоблачения, возрождаются преступные традиции, в противоправную деятельность вовлекается молодежь. Близость республики к регионам, где происходят социально - политические конфликты, миграция, возможность транзитных операций, резкое изменение социального статуса большинства населения, рост безработицы, правовой нигилизм приводят к распространению установок на криминально - силовые способы разрешения социальных противоречий.
В этой ситуации правоохранительные органы республики, несущие основную нагрузку по контролю за преступностью, не в состоянии присущими им методами и средствами успешно ей противодействовать. Поэтому приоритетными должны стать задачи усиления роли властных структур республики, направленные на создание эффективной системы борьбы с преступностью путем принятия мер социального, экономического, воспитательного, организационного, информационно - аналитического и правового характера. Центр тяжести должен быть перенесен на борьбу с организованной преступностью, пресечение ее коррумпированных связей, обеспечение неотвратимости ответственности и оперативное изъятие преступно нажитых средств и имущества.
Действенность программы должна быть реально обеспечена финансовыми, материально - техническими и кадровыми ресурсами с использованием не только федерального, но и республиканского потенциала.