Действующий

ОБ АДЫГЕЙСКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" (с изменениями на: 02.02.1998)


 IV. Финансово-экономические аспекты жилищной реформы


1. По данным Государственного комитета Республики Адыгея по статистике, за январь - декабрь 1994 года введено 85,7 тысячи квадратных метров общей площади жилых домов, то есть в 1,23 раза меньше, чем в 1993 году, когда было введено 105,5 тысячи квадратных метров, и в 1,6 раза меньше, чем вводилось ежегодно в 1987 и 1988 годах, - соответственно 134,4 и 135,0 тысячи квадратных метров. При этом ежегодное выбывание жилищного фонда составляет 1,3 тысячи квадратных метров жилья.

При условии снижения уровня инфляции, последовательного проведения жилищной реформы, реализации Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" ввод жилья в Республике Адыгея должен несколько увеличиться и составить в 1995 году 90 тысяч квадратных метров.

2. В 1985 году стоимость строительства 1 квадратного метра площади многоквартирного многоэтажного крупнопанельного жилого дома за счет государственных капитальных вложений составляла около 260 рублей, в 1990 году - около 320 рублей, в 1991 году - 800 - 1000 рублей, в 1992 году - около 16 тысяч рублей, в 1993 году - 42 тысячи рублей, в 1994 году - 800 тысяч рублей.

3. Государственную финансовую поддержку жилищного строительства в 1995 - 1997 годах в Республике Адыгея предполагается концентрировать по следующим направлениям:

из бюджета Российской Федерации - компенсировать на удорожание кооперативного жилищного строительства, начатого до 1 января 1992 года, на строительство жилья для военнослужащих, лиц, уволенных в запас или отставку из Вооруженных Сил Российской Федерации, беженцев, лиц, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, участников ликвидации последствий чернобыльской аварии и стихийных бедствий, а также на строительство отдельных крупных объектов коммунального хозяйства межрегионального значения, на дотации отдельным регионам и отраслям;

из бюджета Республики Адыгея - на строительство жилых домов для очередников и работников бюджетных организаций, развитие базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, коммунальное строительство, включая подготовку территорий для нового жилищного строительства, развитие, ремонт и реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства.

4. В 1995 году в соответствии с расчетами Министерства экономики Республики Адыгея объем капитальных вложений на реализацию жилищной программы по всем источникам финансирования составит 58600 миллионов рублей, в том числе:

за счет средств бюджета Российской Федерации - 10600 миллионов рублей;

за счет средств бюджета Республики Адыгея - 2800 миллионов рублей;

за счет внебюджетных источников финансирования - 45200 миллионов рублей (из них средств населения - 42600 миллионов рублей).

Основная часть средств, выделяемых из бюджета Российской Федерации (4013 миллионов рублей), направляется на строительство жилья для военнослужащих, учитывая сокращение ввода жилья за счет бюджета Российской Федерации, предполагается выделение средств для обеспечения льготного кредитования индивидуального и кооперативного жилищного строительства, кредитов для развития производственной базы малоэтажного жилищного строительства, а также на развитие инфраструктуры городов и других поселений.

5. Для концентрации и эффективного использования средств, направляемых на жилищное строительство, предполагается образовать фонды развития жилищного строительства на республиканском и районных (городских) уровнях.

Источниками поступления средств в эти фонды могут стать на республиканском уровне: средства бюджета; средства фонда занятости в части организации общественных работ, связанных со строительством, реконструкцией и модернизацией жилья, а также объектов социальной и коммунальной инфраструктуры населенных пунктов; взносы благотворительных обществ, организаций и отдельных лиц;

на районном (городском) уровне: налог на разницу между себестоимостью и продажной стоимостью жилья; доля налога на недвижимость; доля доходов от операций с муниципальной недвижимостью, в том числе с объектами незавершенного строительства; часть прибыли от продажи администрациями городов и районов инженерно подготовленных участков для частного жилищного строительства.

Основными направлениями использования средств фондов развития жилищного строительства должны являться:

создание жилищного фонда социального использования;

инженерная подготовка территорий для ведения нового жилищного строительства всех форм собственности;

развитие, ремонт и реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства;

развитие базы строительной индустрии, промышленности строительных материалов, в первую очередь производства эффективных утеплителей.

6. Для привлечения средств населения в жилищную сферу возможна компенсация банкам за кредит части процентной ставки или субсидирование оплаты первого взноса. Кабинет министров Республики Адыгея и главы администраций городов и районов Республики Адыгея могут также на безвозмездной основе предоставлять заемщику определенную сумму средств для того, чтобы увеличить размер первого взноса, который заемщик может заплатить в момент приобретения жилья. Такая система представляется более целесообразной.

Суммарная величина субсидий не должна превышать 70 процентов от стоимости жилья. При использовании накопленных средств не по назначению льготы и субсидии аннулируются.

7. Для организации новых систем кредитования жилья целесообразно создать агентство по ипотечному кредитованию.

Указанное агентство необходимо для осуществления операций по защите от возможных рисков банков, выполняющих ипотечное жилищное кредитование, для контроля выпуска ценных бумаг на заложенное имущество, приобретения закладных на жилье, регулирования, создания и функционирования системы регистрации ипотечных и иных операций с недвижимостью.

8. В целях увеличения объемов строительства жилья, объектов социально-бытовой инфраструктуры, производства изделий, машин и механизмов для нужд жилищного комплекса необходимо решить вопрос о предоставлении льгот предприятиям, выпускающим данную продукцию, вкладывающим средства в развитие базы строительства, ремонта и реконструкции жилья.

В качестве дополнительных мер по увеличению инвестиционной активности в сфере жилищного строительства предполагается:

снижение до 50 процентов ставки налога на добавленную стоимость строительных материалов и изделий, производимых предприятиями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, и освобождение полностью от этого налога проектных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новой техники и передовых технологий для промышленности строительных материалов и изделий;

уменьшение на 50 процентов налога на прибыль от деятельности банков, направленной на долгосрочное кредитование приобретения или строительства жилья (в объеме не менее 30 процентов от всех кредитных ресурсов) и на создание фамильных жилищных счетов граждан;

освобождение от подоходного налога средств граждан, зачисленных на целевые фамильные жилищные счета в банках;