Действующий

О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ АДЫГЕЙСКОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ" (с изменениями на: 15.01.2001)


 Введение


В программе "Жилище" были определены принципиальные положения долгосрочной жилищной политики до 2000 года.

Прошедший период подтвердил необходимость дальнейшего продолжения реформ в направлениях, определенных программой.

Изменилась структура жилищного фонда по формам собственности, 75,5 процента от всего жилищного фонда Республики Адыгея находится в частной собственности.

Увеличение доли частного жилищного фонда способствовало развитию рынка жилья. За прошедшие два года использование рыночных механизмов позволило улучшить жилищные условия более чем 170 семьям из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий и стоявших на учете в администрациях городов и районов Республики Адыгея.

Однако преодолеть снижение темпов жилищного строительства не удалось. Ввод жилья составил:

в 1995 году - 98,5 тысячи квадратных метров;

в 1996 году - 67,7 тысячи квадратных метров;

за 9 месяцев 1997 года - 29,7 тысячи квадратных метров.

Из этого объема доля ввода в эксплуатацию общей площади индивидуальных жилых домов составила:

в 1995 году - 77,4 процента;

в 1996 году - 60,4 процента;

за 9 месяцев 1997 года- 87,5 процента.

По Республике Адыгея практически остановлено строительство более 30-ти жилых домов государственной и ведомственной принадлежности, при этом индивидуальные дома продолжают, ритмично строиться и вводиться в эксплуатацию.

Резкий спад темпов жилищного строительства связан со снижением бюджетных инвестиций в эту отрасль.

Основным источником финансирования жилищного строительства стали внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки граждан. Но этого недостаточно для увеличения темпов жилищного строительства. Попытки привлечь в жилищное строительство средства банков и коммерческих структур в прошедший период не принесли желаемых результатов. Высокие ставки на банковские кредиты из-за экономической нестабильности резко увеличивали стоимость возводимого жилья. По этой же причине практика ипотечного кредитования не получила широкого распространения.

Повысился удельный вес малоэтажного строительства. За последние годы в Республике Адыгея выделено 8 тысяч земельных участков для индивидуальной застройки, но работы по развитию необходимой инженерной инфраструктуры на этих территориях не ведутся, что также значительно сдерживает темпы индивидуального жилищного строительства.

Существенное увеличение доли малоэтажного строительства стимулирует перестройку производственной базы домостроения и промышленности строительных материалов и конструкций. Керамическими заводами города Майкопа и поселка Энем начат выпуск облегченного керамического кирпича, идет работа по выпуску деталей для двухквартирных коттеджей и блочных домов, несколькими строительными предприятиями Республики Адыгея осваивается технология монолитного домостроения.

В процессе демонополизации строительного комплекса появились новые дееспособные подрядные строительные структуры, способные при наличии инвестиций значительно увеличить объемы жилищного строительства.

Начат поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающий снижение бюджетных дотаций в жилищно - коммунальное хозяйство. Медленно идет демонополизация жилищно - коммунального хозяйства. Это прежде всего объясняется созданной десятилетиями структурой оказания коммунальных услуг населению. По-прежнему будут оставаться монополистами предприятия, обеспечивающие население водой, теплом, газом и другими энергоресурсами.

Демонополизация жилищно - коммунального хозяйства наметилась в сфере управления и обслуживания жилищного фонда - в ряде городов и населенных пунктов Республики Адыгея создаются товарищества собственников жилья.

В ходе практической реализации программы "Жилище" выявилась необходимость новых подходов к ряду проблем жилищной реформы, направленных на совершенствование системы финансирования, кредитования и налогообложения жилищного строительства и жилищно - коммунального хозяйства, сохранение и восстановление жилищного фонда, уточнение ряда архитектурно - технических и градостроительных аспектов нового этапа жилищной реформы.

В качестве механизма осуществления нового этапа в реализации программы "Жилище" предусматривается внесение изменений и дополнений в отдельные ее положения для решения следующих основных задач:

усиления социальной защиты малоимущих групп населения;

распространения эффективных систем целевой поддержки нуждающихся в улучшения жилищных условий граждан;

стимулирования развития систем долгосрочного кредитования строительства и приобретения жилья и других форм внебюджетного финансирования в жилищной сфере;

снижения затрат населения в жилищной сфере путем дальнейшего развития конкуренции в жилищном строительстве и обслуживании жилищно - коммунального хозяйства, в сфере производства строительных материалов, изделий и предметов домоустройства, широкого распространения и внедрения систем энергосбережения;

увеличение объемов ввода в эксплуатацию жилья, завершения строительства недостроенного жилья всех форм собственности.