На новом этапе реализации программы "Жилище" необходимо обеспечить существенное повышение социальной направленности республиканской жилищной политики, усиление социальной защиты граждан со средними и низкими доходами.
При относительно низких доходах основной массы населения и высокой рыночной стоимости жилья республиканская жилищная политика будет направлена на доступность получения в собственность жилья за счет бесплатной приватизации занимаемого гражданами жилья в государственном или муниципальном жилом фонде с целью обеспечения начального капитала для последующего улучшения жилищных условий.
В ближайшее время преобладающим типом улучшения жилищных условий станет использование капитала в виде существующей квартиры с привлечением государственных безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, ипотечных банковских кредитов и собственных средств.
В то же время должна быть сохранена практика бесплатного предоставления жилья в государственном и муниципальном жилых фондах на условиях договора найма малоимущим гражданам, не имеющим другой возможности улучшить свои жилищные условия.
На новом этапе программы "Жилище" предусматривается также сохранение жилищно - строительных и жилищных кооперативов, молодежных жилищных комплексов как формы улучшение жилищных условий граждан. Долгосрочное кредитование и субсидирование подобных объединений будет решаться за счет внебюджетных источников финансирования.
Для поддержки членов жилищно - строительных кооперативов, строительство которых было начато до 1994 года, будет сохранена государственная поддержка в форме предоставления им целевых безвозмездных субсидий.
Одной из самых острых проблем остается проблема обеспечения жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы в запас или отставку, сотрудников органов внутренних дел, а также членов их семей и других групп населения, обеспечение жильем которых финансируется из федерального бюджета.
Для повышения эффективности использования выделяемых из федерального бюджета средств для обеспечения жильем определенных категорий граждан планируется распространение опыта предоставления безвозмездных субсидий, введение практики использования государственных жилищных сертификатов для военнослужащих и некоторых категорий граждан.
На территории Республики Адыгея будет осуществлен переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Структура платежей за жилье всех форм собственности включает:
первый платеж - за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования в жилых зданиях;
второй платеж - за коммунальные услуги;
третий платеж - налог на недвижимое имущество осуществляет собственник жилых помещений или плата за наем жилья (на компенсацию затрат по его строительству и реконструкции) - осуществляет наниматель жилья.
Переход на новую систему оплаты жилья всех форм собственности и коммунальных услуг по экономически обоснованным тарифам будет осуществляться при системе жилищных компенсаций в безналичном виде для малоимущих граждан на оплату площади жилья и коммунальных услуг в пределах социальных норм потребителя.
Доля расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, дающая право на субсидию, составляет:
годы проценты
1997 15
1998 18
1999 19
2000 20
2001 22
2002 23
2003 25
Социальная норма площади жилья на территории Республики Адыгея составляет:
18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек;
42 квадратных метра - на семью из двух человек;
33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан;