Реформы последних лет привели к доминированию сырьевых и энергоемких отраслей, снижению технологической дисциплины и появлению частных компаний, нацеленных на быстрое получение прибыли. В этих условиях усложняется решение проблем безопасности хозяйственной деятельности и рационального природопользования.
На территории области расположены объекты повышенной опасности: склады токсичных веществ и горюче-смазочных материалов, нефте- и газопроводы, объекты энергетики, промышленные предприятия с вредным производством. Безопасность этих объектов обеспечивается, как правило, собственными силами или с привлечением специальных ведомственных служб.
Высокая степень износа производственного оборудования, отсутствие эффективных систем контроля за технологическими процессами, разрозненность ведомственных аварийных и оперативных служб приводит к загрязнению окружающей среды, провоцирует возникновение чрезвычайных ситуаций (ЧС). К существенному ущербу для хозяйства области приводят также последствия ЧС природного характера.
К задачам мониторинга природных ресурсов и промышленных объектов относятся:
- повышение эффективности управления экологической безопасностью области;
- формирование экологических прогнозов развития региона;
- рациональное управление природными ресурсами;
- повышение уровня информирования населения о состоянии природной среды;
- повышение эффективности контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на финансирование природоохранных мероприятий.
Указанные задачи не могут быть решены без внедрения системы экологического мониторинга (СЭМ) и интеграции информационных ресурсов, имеющихся в распоряжении органов государственной власти Рязанской области и предприятий. К основным направлениям экологического мониторинга относится получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и здоровья населения, а также выявление очагов экологической напряженности.
При проектировании СЭМ необходимо ориентироваться на следующие принципы:
- непрерывность, объективность и системность организации контроля;
- единство и сопоставимость методов наблюдений и контроля, сбора, обработки, хранения и распространения информации.
Разрабатываемая СЭМ должна включать в себя следующие элементы:
- социально-гигиенический мониторинг;
- мониторинг природной среды и ресурсов, источников антропогенного воздействия и зон их влияния на окружающую среду;
- мониторинг промышленной безопасности лесов, земель;
- топографо-геодезическое и картографическое обеспечение, информационные системы, а также сети и средства передачи данных;
- средства и системы защиты информации, обрабатываемой в СЭМ.
Координация деятельности государственных контрольных органов и хозяйствующих предприятий осуществляется на основе анализа больших объемов разнородной информации, характеризующей состояние контролируемых объектов и стратегически важных природных ресурсов области. В современных условиях качественное выполнение подобных работ возможно только при наличии информационно-аналитической системы, основными элементами которой являются информационно-аналитические центры (ИАЦ). Такие центры оснащаются датчиками различной физической природы, предоставляющими информацию о состоянии и местоположении объектов контроля. Ведущим элементом центра выступает диспетчерская служба, обеспечивающая, с одной стороны, оперативную работу ИАЦ, и с другой - управление процессом сбора информации.
К задачам диспетчерской службы относятся:
- сбор первичной информации о параметрах объектов наблюдения;
- получение данных о состоянии окружающей среды, природных и техногенных явлениях;
- хранение и обработка информации;
- организация подготовки экспертно-аналитических заключений о состоянии контролируемых объектов;
- предоставление информации исполнительным органам государственной власти Рязанской области.
В ИАЦ из фактографических баз данных формируются информационные ресурсы состояний контролируемых объектов, интегрируемые в хранилища и витрины данных, в которых постоянно накапливается аналитическая информация во временном и пространственном разрезах по различным аспектам защиты окружающей среды, природопользования и безопасности хозяйственной деятельности.
Кроме информационных ресурсов общего назначения, для целей использования в ЧС должны создаваться и актуализироваться специализированные базы данных, позволяющие оперативно производить оценочные расчеты необходимых привлекаемых материальных, технических, кадровых, финансовых ресурсов, ожидаемых ущербов и потерь при возникновении и развитии ЧС на отдельных объектах.