В рамках реализации Программы (2002 - 2005 годы) выполнялись следующие подпрограммы и мероприятия:
подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы" (до 2003 года - федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты");
подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда";
подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации";
подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
В целом, за 2002 - 2005 годы за счет всех источников финансирования было обеспечено жильем 1 214 семей граждан, относящихся к категориям, перед которыми имеются государственные обязательства по обеспечению жильем; за указанный период удалось ввести в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования общей площадью 508,2 тыс. кв.м.
Реализация Подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" позволила в 2004 - 2005 годах освоить 139,8 млн. руб., из них за счет федерального бюджета - 34,4 млн. руб., местного бюджета - 48,5 млн. руб. и внебюджетных средств - в сумме 56,9 млн. руб.
В 2005 году введены в эксплуатацию жилые дома по ул. К.Маркса, 201 и 199 общей площадью 7,6 тыс. кв.м, впервые на условиях софинансирования из федерального бюджета были предусмотрены средства на приобретение квартир для переселения граждан, проживающих в ветхом аварийном жилищном фонде, в сумме 4,9 млн. рублей и привлечены внебюджетные средства в сумме 16,3 млн. рублей (приобретено 17 квартир общей площадью 780 кв.м и переселено 45 человек).
С привлечением средств федерального бюджета в рамках подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" в 2004 - 2005 годах осуществлялось финансирование 186 объектов. В ходе реализации подпрограммы за счет всех источников финансирования удалось провести реконструкцию, капремонт 22,3 км сетей водоснабжения и канализации. Проводились работы по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами городского коммунального хозяйства.
Основной формой оказания государственной поддержки в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" стало предоставление субсидий молодым семьям - участникам подпрограммы в случае рождения (усыновления) ребенка.
Общее количество молодых семей, улучшивших жилищные условия в 2003 - 2005 годах, составило 71, из них 22 семьи воспользовались правом на получение субсидии по программе "Дом для молодой семьи".
В ходе реализации целевой муниципальной программы поддержки жилищного строительства и приобретения жилья в г. Сыктывкаре на 1 января 2006 г. улучшила жилищные условия 61 семья (общая площадь приобретаемого жилья составила 2,7 тыс. кв. метров).
Вместе с тем в 2002 - 2005 годах на территории МО "Город Сыктывкар" не удалось достичь ощутимого продвижения по следующим показателям реализации Программы:
среднее время ожидания предоставления жилых помещений социального использования практически не изменилось и составляет около 20 лет;
износ основных фондов коммунального комплекса сохраняется на уровне более 60 процентов и имеет тенденцию к увеличению.
Основными проблемами в реализации Программы и подпрограмм, осуществлявшихся в ходе первого этапа, явились:
недостаточная ориентированность мероприятий Программы на увеличение объемов жилищного строительства (объем ввода в эксплуатацию жилья в 2005 году составил 99,1 тыс. кв.м, в 2000 году - 120,9 тыс. кв.м, в 1990 году - 158,7 тыс. кв.м);
недостаточная нацеленность мероприятий Программы на решение основных проблем, препятствующих развитию рынка доступного жилья;
недостаточное стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования Программы, в том числе средств частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан;
недостаточность ассигнований из федерального бюджета, предусмотренных на выполнение государственных обязательств Российской Федерации по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Основной проблемой реализации подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" явилось отсутствие четко отработанного механизма прохождения денежных потоков, не в полной мере использовались рыночные инструменты решения задачи. Возникли сложности в работе с частными застройщиками, так как они были не готовы участвовать в указанном проекте.
Основными проблемами реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" стали недостаточность ресурсов и отсутствие эффективных механизмов для стимулирования позитивных изменений в жилищно-коммунальном комплексе. В частности, средства федерального бюджета расходовались на безвозмездное финансирование проектов строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без четких критериев принятия решений, что не способствовало привлечению в сектор частных инвестиций.
В рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в недостаточной степени был задействован механизм ипотечного жилищного кредитования.