(с изменениями на 26 сентября 2019 года)
(в ред. решений Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 20.06.2013 N 17/2013-261, от 07.12.2017 N 25/2017-353, от 26.09.2019 N 42/2019-574)
Руководствуясь статьей 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 33 Устава муниципального образования городского округа "Сыктывкар", Совет муниципального образования городского округа "Сыктывкар" решил:
1. Утвердить муниципальную адресную программу "Развитие застроенных территорий муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на 2013 - 2022 годы" согласно приложению.
(в ред. решения Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 07.12.2017 N 25/2017-353)
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
Глава МО ГО "Сыктывкар" -
председатель Совета
Н.КУРСАКОВ
МУНИЦИПАЛЬНАЯ АДРЕСНАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "СЫКТЫВКАР" НА 2013 - 2022 ГОДЫ"
(в ред. решений Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 20.06.2013 N 17/2013-261, от 07.12.2017 N 25/2017-353, от 26.09.2019 N 42/2019-574)
(в ред. решения Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 07.12.2017 N 25/2017-353)
Наименование Программы | Муниципальная адресная программа "Развитие застроенных территорий муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на 2013 - 2022 годы" (далее - Программа, Муниципальная программа) |
(в ред. решения Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 07.12.2017 N 25/2017-353) | |
Основания для разработки Программы | Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Генеральный план города Сыктывкара, Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар" |
Заказчик Программы | Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" |
Разработчик Программы | Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" |
Куратор Программы | Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" |
(в ред. решения Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 07.12.2017 N 25/2017-353) | |
Исполнители Программы | Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар"; Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар"; абзац исключен. - Решение Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 07.12.2017 N 25/2017-353; Комитет жилищной политики администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар"; комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" |
(в ред. решения Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 07.12.2017 N 25/2017-353) | |
Основные цели и задачи Программы | Создание условий для развития жилищного строительства и улучшения социальных и экономических параметров жилищного фонда в муниципальном образовании городского округа "Сыктывкар"; Повышение эффективности использования застроенных территорий в г. Сыктывкаре, занятых домами, не отвечающих современным требованиям к качеству проживания и подлежащими сносу; Формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, планируемых к сносу; Привлечение средств организаций, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов по развитию предусмотренных Программой застроенных территорий; Реконструкция и развитие систем инженерной, социальной инфраструктур на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар"; Снижение затрат на поддержание, ремонт и эксплуатацию жилищного фонда, повышение эксплуатационных характеристик жилья |
Сроки реализации Программы | Программа реализуется в период с 2013 по 2017 годы |
Объем и источники финансирования Программы | Объем капитальных вложений, направляемых инвестором-застройщиком на реализацию мероприятий Программы, определяется в соответствии с условиями договора о развитии застроенных территорий. Финансирование мероприятий за счет средств бюджета МО ГО "Сыктывкар" осуществляется в пределах средств, предусмотренных комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Сыктывкар" |
Оценка социально-экономической эффективности от реализации Программы | Повышение уровня обеспеченности населения Сыктывкара жильем и комфортности условий проживания; Увеличение жилого фонда в границах территории кварталов в (тыс. кв.м), в том числе по годам: 2013 год - 0; 2014 год - 0; 2015 год - 0; 2016 год - 0; 2017 год - 0, 2018 год - 0; 2019 год - 35,17; 2020 - 35,17; 2021 - 35,18; 2022 - 35,18. Территория квартала в границах улиц: Нагорный проезд - ул. Юхнина - ул. Орджоникидзе - ул. Карла Маркса - ул. Оплеснина - Октябрьский пр-т в 4,13 раза; Территория квартала в границах улиц: ул. Оплеснина - ул. Кирпичная - ул. Катаева - Октябрьский пр-т в 2,33 раза; Территория квартала в границах улиц: ул. Оплеснина - Октябрьский пр-т - ул. Орджоникидзе - ул. Маегова в 2,98 раза; Территория квартала в границах улиц: Октябрьский пр-т - ул. Орджоникидзе - ул. Чкалова - ул. 28 Невельской дивизии в 2,2 раза - административная застройка. Повысить уровень обеспеченности населения Сыктывкара жильем и степень комфортности условий проживания в (тыс. кв.м) - 64,04. Соблюдение градостроительных, экологических и санитарных правил и норм жилой застройки Сыктывкара; Повышение градостроительных показателей и архитектурной выразительности застройки на территории МО ГО "Сыктывкар"; Создание инженерной и социальной инфраструктур, отвечающих современным требованиям и потребностям Сыктывкара; Снижение уровня расходов на содержание многоквартирных домов за счет строительства новых домов и развития систем инженерной инфраструктуры |
(в ред. решения Совета МО городского округа "Сыктывкар" от 07.12.2017 N 25/2017-353) |
Настоящая Программа разработана в целях реализации на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" Генерального плана муниципального образования городского округа "Сыктывкар", утвержденного решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 11.12.2009 N 26/12-482.
Острейшей проблемой в городе Сыктывкаре является наличие значительного объема малоэтажных жилых домов в деревянном исполнении, в которых основные несущие конструкции, внутридомовые инженерные сети достигли предельного износа.
На территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" 2946 многоквартирных жилых домов, из них в деревянном исполнении 1607 многоквартирных жилых домов, что составляет 54,55 процентов.
Общая площадь жилищного фонда составляет 5391,6 тыс. кв. метров, из них общая площадь жилых помещений в деревянном исполнении 836,3 тыс. кв. метров, что составляет 15,51 процентов от общего объема жилищного фонда МКД.
Наибольшая доля многоквартирных домов в границах территорий, планируемых для развития - это двухэтажные жилые дома, послевоенных годов постройки, которые расположены в центральной части города.
Деревянные дома имеют большой процент износа, отсутствует комфортное современное инженерно-техническое обеспечение в домах. Из-за недостатка средств в отрасли на проведение капитального ремонта жилищного фонда привело к обветшанию инженерной инфраструктуры и основных конструкций зданий.
Проживание в таких домах сопряжено с риском возникновения обрушений. Кроме того, такие строения ухудшают внешний облик столицы, сдерживают развитие инженерной и социальной инфраструктур, снижают инвестиционную привлекательность города.
По оценкам экспертов к 2020 г. весь деревянный фонд Сыктывкара может перейти в состояние ветхости: деревянные городские постройки относятся к 1960-м годам и уже сейчас имеют физический износ выше 60%.
Принципиально важной задачей на территории МО ГО "Сыктывкар" остается необходимость увеличения объемов строительства жилищного фонда.
Темпы роста жилья на территории МО ГО "Сыктывкар" с 2009 года стали замедляться в связи с падением объемов жилищного строительства. Если в 2005 - 2008 гг. ежегодно вводилось порядка 90 - 96 тыс. кв.м общей площади жилья, то после финансового кризиса, за период с 2009 г. по 2012 год строительство жилых домов сократилось в среднем до 44,92 тыс. кв.м. Положение дел в отрасли по вводу жилья необходимо кардинально менять. В 2013 году объем ввода жилья составит 56,4 тыс. кв.м, что составит рост по сравнению с предыдущими годами на 25,6%.
Учитывая специфику градостроительного развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (ограниченность сформированных земельных участков для застройки, природные условия, долю ветхого жилищного фонда), принимая во внимание необходимость большого объема капиталовложений в реконструкцию и строительство жилья, решение вопроса местного значения по созданию условий для жилищного строительства требует комплексных программных методов.
Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" к компетенции органов местного самоуправления отнесено полномочие по принятию решений о развитии застроенных территорий, которое является эффективным механизмом решения вопроса местного значения по созданию условий для жилищного строительства.
Настоящая Программа устанавливает адресный перечень территорий застройки кварталов, установленных в границах улиц (приложение N 1 к Программе), в отношении которых осуществляются мероприятия Программы и перечень домов, расположенных на указанных застроенных территориях муниципального образования городского округа "Сыктывкар", снос которых планируется в первоочередном порядке (приложение N 2 к Программе).
В настоящую Программу включены многоквартирные дома строения, соответствующие следующим характеристикам:
- строения, до 1960 года постройки включительно, в которых основные несущие конструкции, внутридомовые инженерные сети достигли предельного износа;
- строения с высокой степенью физического износа многоквартирных домов, иных зданий, строений, сооружений вне зависимости от года постройки;
- строения малоэтажные, менее 3 этажей;
- строения, не соответствующие градостроительному регламенту, установленному Правилами землепользования и застройки муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Основным источником финансирования сноса многоквартирных домов, переселения граждан будут являться средства инвесторов-застройщиков.
Бюджетное финансирование планируется:
- на оплату проведения работ по оценке права развития застроенной территории для проведения аукционных торгов за счет и в пределах средств, предусмотренных комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Сыктывкар".
Исходя из значимости проблемы целью настоящей Программы является:
создание условий для развития жилищного строительства и улучшения социальных и экономических параметров жилищного фонда в муниципальном образовании городского округа "Сыктывкар";
В рамках реализации Программы должны быть решены следующие задачи:
- повышение эффективности использования застроенных территорий в г. Сыктывкаре, занятых домами, не отвечающих современным требованиям к качеству проживания и подлежащими сносу;
- формирование жилищного фонда для переселения граждан из домов, планируемых к сносу;
- привлечение средств организаций, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов по развитию предусмотренных Программой застроенных территорий;
- реконструкция и развитие систем инженерной, социальной инфраструктур на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар";
- снижение затрат на поддержание, ремонт и эксплуатацию жилищного фонда, повышение эксплуатационных характеристик жилья.
Достижение цели и решения задач Программы будет обеспечено путем реализации комплекса мероприятий, предусмотренных Программой.
Программа предусматривает выполнение комплекса мероприятий, которые надлежит провести в период с 2013 по 2017 годы. Реализация Программы проводится поэтапно в установленные сроки по реализации комплекса мероприятий в разрезе определенной территории застройки квартала.
В течение первого этапа должны быть созданы необходимые организационные, нормативно-методические и правовые условия для обеспечения реализации основных задач Программы, в том числе:
- разработка концепций развития застроенных территорий с целью определения расчетных показателей обеспечения территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной и социальной инфраструктуры;