Действующий

О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" до 2035 года (с изменениями на 23 июня 2022 года)


1.1.1. Краткая историческая справка и характеристика экономико-географического положения МО ГО "Сыктывкар", его ресурсов, экономики, социальной сферы и системы управления


Сыктывкар (до 1930 Усть-Сысольск), столица Республики Коми, расположен на левом берегу р. Сысола (при ее впадении в р. Вычегда), в 1410 км к северо-востоку от Москвы.


История Сыктывкара началась в XVI веке, когда на месте нынешнего города появилось постоянное население. Первые упоминания о селении при устье реки Сысолы, состоящем из 9 домов (48 жителей), относятся к 1586 году. 7 февраля 1780 г. именным указом Екатерины II погост Усть-Сысольск преобразован в город Усть-Сысольск. С конца XVII века развитие города пошло ускоренным темпом: погост превратился в поселение, которое населяли крестьяне и купцы. В первое десятилетие XVIII века здесь имелось до 80 домов, в которых проживало около тысячи человек. Поселение стало важным пунктом транзита и перераспределения грузов, особенно хлеба, идущего из Прикамья и Вятки. Но самый большой доход местным торговцам приносила пушнина.


В 1783 году в Петербурге во "Всероссийской комиссии строений" был разработан генеральный план застройки города Усть-Сысольска, по которому он развивался на протяжении XIX - начала XX веков. Планировка города имела четкую систему улиц, увязанную с рельефом местности и с очертанием реки Сысолы.


Экономика города в основном имела земледельческий характер. Сельское хозяйство сохраняло значение главного занятия большинства горожан - недавних крестьян. Усть-Сысольск был крупным для Коми края речным портом. В конце XIX - начале XX века Усть-Сысольск продолжал оставаться самым значительным городом края Коми, однако развитие его шло крайне медленно. Развитие Коми края и города Усть-Сысольска определяли общие факторы формирования экономики лесного Европейского Севера, выступавшего крупным поставщиком леса на мировом рынке.


К началу XX века в городе проживало чуть более четырех тысяч человек, большинство которых по-прежнему занималось земледелием, рыбной ловлей, охотой и скотоводством. Продукция сотни ремесленников удовлетворяла местные нужды. Существенную роль в экономике города играла торговля. Ей способствовала постройка в конце XIX века железнодорожной линии Пермь - Вятка - Котлас, а также Петербург - Вологда - Вятка, что привело и к оживлению судоходства по водным путям края. Ярмарочная торговля все больше уступала постоянной лавочной торговле. Перед первой мировой войной в Усть-Сысольске существовало 9 учебных заведений, был создан Усть-Сысольский этнографический и археологический музей.


С превращением Усть-Сысольска в административно-политический центр Коми автономной области ускорился рост населения, и заметно возросла роль города как транспортного узла: через город перевозилась большая часть грузов и пассажиров южных уездов области. Основным занятием значительной части жителей Усть-Сысольска и его пригородов по-прежнему было сельское хозяйство. До 1926 года в пределах городской черты было электрифицировано лишь 50% домов. Водопровода и канализации не было.


26 марта 1930 года в связи со 150-летием города Усть-Сысольск был переименован в город Сыктывкар ("город на Сысоле").


В 1926 году начал работу двухрамный лесопильный завод, а в 1927 году была установлена третья лесорама. Вскоре завод перевели на выпуск экспортной продукции. Весной 1931 года началось строительство второго лесозавода. В 1931 году начал работать шпалозавод треста Комилес. Хозяйство Сыктывкара приобрело лесопромышленный профиль, а в 1929 году началось строительство нового Дырносского кирпичного завода.


С развитием речного грузового и пассажирского транспорта создавалась новая отрасль промышленности - судоремонтно-судостроительная. В ходе промышленного строительства формировалась энергетическая база города. Слабым звеном в экономике области и города оставался транспорт; трудно было поддерживать в нормальном состоянии старые грунтовые дороги. В 1930 году открылась авиалиния Сыктывкар - Котлас - Архангельск.


В предвоенные годы Сыктывкар из небольшого городка, население которого в основном было занято в сельском хозяйстве и на мелких предприятиях кустарного типа, превратился в промышленный центр Коми, стал центром деревообрабатывающей промышленности республики, одновременно появились новые предприятия, а городская экономика превратилась в многоотраслевое хозяйство. Развивалась культурная и научная жизнь города. В 1930 году в Сыктывкаре открылся русский драматический театр; в 1932 году - первое в области высшее учебное заведение (Коми государственный педагогический институт), а в 1934 году начал работу комплексный научно-исследовательский институт по изучению экономики, культуры и истории Коми области.


В 1955 году утвержден генеральный план застройки Сыктывкара, в соответствии с которым территория города увеличивалась примерно в полтора раза, значительно возрастала этажность застройки.


В 1960 годах продолжалось формирование лесопромышленного комплекса: Сыктывкар становится крупным центром целлюлозно-бумажной промышленности. Была создана база строительной индустрии города в составе двух заводов железобетонных изделий, двух заводов крупнопанельного домостроения и некоторых более мелких производств. Среди предприятий транспорта наиболее быстрыми темпами развивалась авиация.


В 1970 годах решалась одна из острых проблем города - водоснабжение. За период 1959 - 1975 гг. были созданы канализационная сеть и очистные сооружения города. В 1971 году была введена Центральная водогрейная котельная (ЦВК). После перевода в 1972 года ЦВК и других котельных на природный газ от магистрали "Сияние Севера" возросла мощность источников тепла.


В период 1959 - 1980 гг. Сыктывкар активно развивался как культурный центр Коми. В городе функционировали Дворец и два Дома пионеров, три музыкальные, художественная и хореографическая школы, пять спортивных школ, станции юных натуралистов и юных техников, 6 вечерних школ для работающей молодежи, несколько техникумов, музыкальное училище (позже преобразовано в училище искусств), был открыт Сыктывкарский государственный университет и Сыктывкарский филиал Ленинградской лесотехнической академии им. С.М.Кирова (ныне - Сыктывкарский лесной институт). В 1969 г. было открыто новое здание республиканского музыкального театра с концертным залом на 800 мест, а в 1976 году - нового концертного зала республиканской филармонии.