Внутренняя среда | |
Сильные стороны | Слабые стороны |
Сыктывкар является столицей Республики Коми, ее главным политическим и административно-управленческим, научно-образовательным и культурным центром. Город отличается самым высоким в республике уровнем благоустройства и развитой сетью учреждений социальной сферы и потребительского рынка. Сыктывкар имеет обширную территорию и отличается низкой плотностью населения по сравнению с крупными городами центральных регионов. В городе сформировались положительные демографические тенденции: рост численности населения как за счет естественного, так и миграционного прироста. Сыктывкар имеет хорошую привлекательность для лиц, переселяющихся из северных районов Республики Коми. Город имеет хорошую обеспеченность трудовыми ресурсами высокого квалификационно-образовательного уровня. Экономика Сыктывкара включает предприятия многих видов экономической деятельности. Отдельные организации занимают заметное место на международных и российском рынках. Основу экономики Сыктывкара составляют конкурентоспособные предприятия ЛПК. Заметное место в экономике занимает малый бизнес, более гибко, чем крупные предприятия, реагирующий на изменение конъюнктуры рынков. В городе сложилась достаточно устойчивая бюджетно-финансовая система, имеется функционирующий банковский сектор. Научно-образовательный комплекс и промышленные предприятия имеют инновационный потенциал. Город имеет хороший опыт привлечения иностранных инвестиций, включая получения займов от международных финансовых организаций. В городе накоплен позитивный опыт взаимодействия властных структур различного уровня, управления в кризисных условиях и социального партнерства. | Размеры экономики и численность населения Сыктывкара в сравнении с более крупными городами других регионов невелики. Сыктывкар испытывает трудности в конкурентной борьбе за инвестиции и квалифицированные трудовые ресурсы с более крупными городами. В масштабах России Сыктывкар занимает периферийное положение, находясь на значительном удалении от основных центров общественно-политической жизни и экономического развития. Суровые климатические условия обусловливают повышенные затраты топливно-энергетических ресурсов. Территориальная отдаленность приводит к росту транспортных издержек. Город отличается большой гендерной диспропорцией (разница между численностью мужчин и женщин). Происходит сокращение численности населения моложе трудоспособного возраста и рост населения старше трудоспособного возраста. Уровень заболеваемости населения города выше, чем в среднем по России и Республике Коми. Идет отток молодежи и работников с высокой квалификацией в более крупные города. Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет в полном объеме потребности населения в услугах для детей раннего возраста. Материально-техническая база учреждений социальной сферы не соответствует современным требованиям. Ощущается нехватка инвестиций, показатели строительства жилья находятся на низком уровне. Растет доля ветхого и аварийного жилья. Экономика представлена предприятиями, чувствительными к кризисным проявлениям в экономике и изменениям конъюнктуры рынков. Неразвит сектор высоких технологий. Сыктывкар испытывает трудности в конкурентной борьбе за инвестиции с более крупными городами. Немалая часть предприятий, функционирующих в городе, принадлежит и управляется структурами, головные офисы которых находятся за его пределами. Органы местного самоуправления имеют мало рычагов влияния на деятельность таких предприятий. |
Город имеет аграрный сектор, который является составной частью для обеспечения продовольственной безопасности. Город имеет природные ресурсы, обеспечивающие возможности для отдыха и улучшения здоровья населения. В городе обеспечено бесперебойное функционирование систем жизнеобеспечения, отсутствуют серьезные чрезвычайные ситуации в жилищно-коммунальном комплексе | Транспортная и инженерно-энергетическая инфраструктура города изношена. Отсутствуют существенные резервы мощности объектов инженерно-энергетической инфраструктуры. Большая часть собираемых в городе налогов и сборов перечисляется в федеральный и региональный бюджеты. Местный бюджет зависит от дотаций, получаемых из регионального бюджета |
Внешняя среда | |
Возможности | Угрозы |
Благоприятные внешние условия (политическая стабильность, подъем мировой экономики, хорошая конъюнктура на международных рынках, невысокая инфляция и т.п.) создают хорошие возможности для роста объемов ресурсов, направляемых в Сыктывкар со стороны федерального центра и республики, и улучшения на основе этого показателей его социально-экономического развития. Реализация государственного курса на модернизацию экономики и поддержку инновационной активности будет способствовать обновлению основных фондов предприятий Сыктывкара и созданию условий для размещения в городе новых высокотехнологичных производств. Сыктывкар может стать опорным центром перевода экономики республики на инновационный путь развития, прежде всего за счет формирования и развития сектора биотехнологий на основе глубокой переработки сырья. Более эффективное использование столичного статуса позволит Сыктывкару усилить роль крупнейшего административно-управленческого, образовательного, культурного, финансово-банковского и торгово-сервисного центра республики. Повышение роли города в научном обеспечении и обслуживании разработок месторождений полезных ископаемых в Северной Европейской части России, на Урале, в Западной Сибири, создании новых методов переработки сырья и воспроизводства природных ресурсов усилит позиции города, как крупного центра научных исследований, разработок и проектирования. | Возможное сокращение спроса на товары и услуги предприятий Сыктывкара в связи с ухудшением внешних условий его развития (ужесточение экологических стандартов, технологические изменения, спад мировой экономики, сокращение спроса на продукцию лесной отрасли и т.п.). Консервация сложившейся структуры экономики города. Отсутствие значимых результатов государственной поддержки и стимулирования модернизации экономики и перехода на инновационный путь развития приведет к повышению степени износа основных фондов, сужению возможностей и стимулов для создания в Сыктывкаре новых высокотехнологичных производств. Усиление конкуренции со стороны более крупных городов соседних регионов может привести к еще большему дефициту инвестиционных ресурсов. Отсутствие возможностей для привлечения внешних ресурсов развития приведет к консервации провинциального статуса Сыктывкара (в общероссийском масштабе). Дальнейшее расширение нагрузки, связанной с исполнением столичных функций без соответствующего инвестиционно-финансового обеспечения и учета в межбюджетных отношениях. Нагрузка на инфраструктуру и экологическую систему города, вызванная обслуживанием (административно-управленческим, финансово-банковским и пр.) производственных процессов и транспортных потоков в регионе, не будет иметь соответствующей компенсации в местный бюджет. |
Начало активной стадии реализации крупнейших инфраструктурных проектов (Белкомур, использование Северного морского пути, обустройство международных транспортных коридоров), относительная территориальная близость к Архангельской, Вологодской, Кировской областям и Пермскому краю создают возможности для усиления направления развития, связанного с участием города в управлении проектами, обслуживанием грузопотоков. За счет этого произойдет снижение издержек по транспортировке грузов для предприятий города. Усиление административно-управленческих, транспортных, торгово-сервисных, финансовых, научно-образовательных функций и появление новых направлений хозяйственной деятельности приведет к повышению уровня диверсификации экономики Сыктывкара. Наличие вертикально интегрированных компаний, реализующих собственные стратегии развития на территории города. Наличие возможности обеспечения комплексного освоения и развития территорий для массового строительства жилья экономкласса, в первую очередь малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности. Сокращения объемов ветхого и аварийного жилья, улучшения технического состояния коммунальных сетей | Угроза дальнейшей централизации финансовых потоков может поставить местный бюджет в еще большую зависимость от решений, принимаемых республиканскими органами власти. В условиях отсутствия действенных рычагов влияния на работу предприятий города со стороны органов местного самоуправления могут иметь место случаи вывода их прибыли и активов, что может приводить к неудовлетворительным финансовым результатам (вплоть до банкротства) и нанесению ущерба интересам Сыктывкара. Нехватка инвестиций и новых технологий может создать серьезные препятствия для развития экономики муниципалитета. Отсутствие большого числа хорошо оплачиваемых рабочих мест и прогресса в улучшении качества городской среды усилит тенденцию оттока из города молодежи и поиска наиболее мобильными и квалифицированными слоями населениями работы в других городах |
Общая оценка |
Экономическую основу города создает выполнение столичных функций (значительная часть экономически активного населения занята в органах власти и управления федерального, республиканского и муниципального уровней и в центральных офисах частных компаний, работающих на всей территории Республики), а также размещение предприятий лесопромышленного комплекса. Сыктывкар является столицей Республики Коми, ее главным политическим и административно-управленческим, научно-образовательным и культурным центром. Город отличается самым высоким в республике уровнем благоустройства и развитой сетью учреждений социальной сферы и потребительского рынка, что делает Сыктывкар привлекательным для граждан, переселяющихся из районов Крайнего Севера. Сыктывкар располагает базовыми видами ресурсов, достаточными для высоких темпов развития. Некоторые из функционирующих в городе предприятий имеют международное, российское и республиканское значение. Для повышения уровня конкурентоспособности экономики, улучшения состояния социальной сферы, качества городской среды и экологической обстановки требуется привлечение в город инвестиций, увеличение доли в экономике инновационных предприятий, снижение зависимости от бюджетной сферы. В городе должны создаваться новые предприятия, учреждения социальной сферы, объекты жилого фонда, инженерно-энергетической и транспортной инфраструктуры, а также осуществляться модернизация уже существующих предприятий и объектов. Решение этой задачи возможно на основе качественного улучшения инвестиционного климата, формирования кадрового потенциала, развития инфраструктуры и улучшения качества городской среды. При привлечении инвестиций целесообразно делать ставку как на развитие уже существующих предприятий (ЛПК, АПК, текстильное и швейное производство, потребительский рынок и др.), так и на создание новых производств |