Действующий

О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городского округа "Сыктывкар" до 2035 года (с изменениями на 23 июня 2022 года)



SWOT-анализ (оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз социально-экономическому развитию Сыктывкара)

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

Сыктывкар является столицей Республики Коми, ее главным политическим и административно-управленческим, научно-образовательным и культурным центром. Город отличается самым высоким в республике уровнем благоустройства и развитой сетью учреждений социальной сферы и потребительского рынка.

Сыктывкар имеет обширную территорию и отличается низкой плотностью населения по сравнению с крупными городами центральных регионов.

В городе сформировались положительные демографические тенденции: рост численности населения как за счет естественного, так и миграционного прироста. Сыктывкар имеет хорошую привлекательность для лиц, переселяющихся из северных районов Республики Коми.

Город имеет хорошую обеспеченность трудовыми ресурсами высокого квалификационно-образовательного уровня.

Экономика Сыктывкара включает предприятия многих видов экономической деятельности. Отдельные организации занимают заметное место на международных и российском рынках.

Основу экономики Сыктывкара составляют конкурентоспособные предприятия ЛПК.

Заметное место в экономике занимает малый бизнес, более гибко, чем крупные предприятия, реагирующий на изменение конъюнктуры рынков.

В городе сложилась достаточно устойчивая бюджетно-финансовая система, имеется функционирующий банковский сектор.

Научно-образовательный комплекс и промышленные предприятия имеют инновационный потенциал.

Город имеет хороший опыт привлечения иностранных инвестиций, включая получения займов от международных финансовых организаций.

В городе накоплен позитивный опыт взаимодействия властных структур различного уровня, управления в кризисных условиях и социального партнерства.

Размеры экономики и численность населения Сыктывкара в сравнении с более крупными городами других регионов невелики. Сыктывкар испытывает трудности в конкурентной борьбе за инвестиции и квалифицированные трудовые ресурсы с более крупными городами.

В масштабах России Сыктывкар занимает периферийное положение, находясь на значительном удалении от основных центров общественно-политической жизни и экономического развития. Суровые климатические условия обусловливают повышенные затраты топливно-энергетических ресурсов. Территориальная отдаленность приводит к росту транспортных издержек.

Город отличается большой гендерной диспропорцией (разница между численностью мужчин и женщин). Происходит сокращение численности населения моложе трудоспособного возраста и рост населения старше трудоспособного возраста. Уровень заболеваемости населения города выше, чем в среднем по России и Республике Коми.

Идет отток молодежи и работников с высокой квалификацией в более крупные города.

Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не удовлетворяет в полном объеме потребности населения в услугах для детей раннего возраста.

Материально-техническая база учреждений социальной сферы не соответствует современным требованиям.

Ощущается нехватка инвестиций, показатели строительства жилья находятся на низком уровне. Растет доля ветхого и аварийного жилья.

Экономика представлена предприятиями, чувствительными к кризисным проявлениям в экономике и изменениям конъюнктуры рынков. Неразвит сектор высоких технологий.

Сыктывкар испытывает трудности в конкурентной борьбе за инвестиции с более крупными городами.

Немалая часть предприятий, функционирующих в городе, принадлежит и управляется структурами, головные офисы которых находятся за его пределами. Органы местного самоуправления имеют мало рычагов влияния на деятельность таких предприятий.

Город имеет аграрный сектор, который является составной частью для обеспечения продовольственной безопасности.

Город имеет природные ресурсы, обеспечивающие возможности для отдыха и улучшения здоровья населения.

В городе обеспечено бесперебойное функционирование систем жизнеобеспечения, отсутствуют серьезные чрезвычайные ситуации в жилищно-коммунальном комплексе

Транспортная и инженерно-энергетическая инфраструктура города изношена. Отсутствуют существенные резервы мощности объектов инженерно-энергетической инфраструктуры.

Большая часть собираемых в городе налогов и сборов перечисляется в федеральный и региональный бюджеты. Местный бюджет зависит от дотаций, получаемых из регионального бюджета

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

Благоприятные внешние условия (политическая стабильность, подъем мировой экономики, хорошая конъюнктура на международных рынках, невысокая инфляция и т.п.) создают хорошие возможности для роста объемов ресурсов, направляемых в Сыктывкар со стороны федерального центра и республики, и улучшения на основе этого показателей его социально-экономического развития.

Реализация государственного курса на модернизацию экономики и поддержку инновационной активности будет способствовать обновлению основных фондов предприятий Сыктывкара и созданию условий для размещения в городе новых высокотехнологичных производств. Сыктывкар может стать опорным центром перевода экономики республики на инновационный путь развития, прежде всего за счет формирования и развития сектора биотехнологий на основе глубокой переработки сырья.

Более эффективное использование столичного статуса позволит Сыктывкару усилить роль крупнейшего административно-управленческого, образовательного, культурного, финансово-банковского и торгово-сервисного центра республики.

Повышение роли города в научном обеспечении и обслуживании разработок месторождений полезных ископаемых в Северной Европейской части России, на Урале, в Западной Сибири, создании новых методов переработки сырья и воспроизводства природных ресурсов усилит позиции города, как крупного центра научных исследований, разработок и проектирования.

Возможное сокращение спроса на товары и услуги предприятий Сыктывкара в связи с ухудшением внешних условий его развития (ужесточение экологических стандартов, технологические изменения, спад мировой экономики, сокращение спроса на продукцию лесной отрасли и т.п.). Консервация сложившейся структуры экономики города.

Отсутствие значимых результатов государственной поддержки и стимулирования модернизации экономики и перехода на инновационный путь развития приведет к повышению степени износа основных фондов, сужению возможностей и стимулов для создания в Сыктывкаре новых высокотехнологичных производств.

Усиление конкуренции со стороны более крупных городов соседних регионов может привести к еще большему дефициту инвестиционных ресурсов. Отсутствие возможностей для привлечения внешних ресурсов развития приведет к консервации провинциального статуса Сыктывкара (в общероссийском масштабе).

Дальнейшее расширение нагрузки, связанной с исполнением столичных функций без соответствующего инвестиционно-финансового обеспечения и учета в межбюджетных отношениях. Нагрузка на инфраструктуру и экологическую систему города, вызванная обслуживанием (административно-управленческим, финансово-банковским и пр.) производственных процессов и транспортных потоков в регионе, не будет иметь соответствующей компенсации в местный бюджет.

Начало активной стадии реализации крупнейших инфраструктурных проектов (Белкомур, использование Северного морского пути, обустройство международных транспортных коридоров), относительная территориальная близость к Архангельской, Вологодской, Кировской областям и Пермскому краю создают возможности для усиления направления развития, связанного с участием города в управлении проектами, обслуживанием грузопотоков. За счет этого произойдет снижение издержек по транспортировке грузов для предприятий города.

Усиление административно-управленческих, транспортных, торгово-сервисных, финансовых, научно-образовательных функций и появление новых направлений хозяйственной деятельности приведет к повышению уровня диверсификации экономики Сыктывкара.

Наличие вертикально интегрированных компаний, реализующих собственные стратегии развития на территории города.

Наличие возможности обеспечения комплексного освоения и развития территорий для массового строительства жилья экономкласса, в первую очередь малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности. Сокращения объемов ветхого и аварийного жилья, улучшения технического состояния коммунальных сетей

Угроза дальнейшей централизации финансовых потоков может поставить местный бюджет в еще большую зависимость от решений, принимаемых республиканскими органами власти.

В условиях отсутствия действенных рычагов влияния на работу предприятий города со стороны органов местного самоуправления могут иметь место случаи вывода их прибыли и активов, что может приводить к неудовлетворительным финансовым результатам (вплоть до банкротства) и нанесению ущерба интересам Сыктывкара.

Нехватка инвестиций и новых технологий может создать серьезные препятствия для развития экономики муниципалитета.

Отсутствие большого числа хорошо оплачиваемых рабочих мест и прогресса в улучшении качества городской среды усилит тенденцию оттока из города молодежи и поиска наиболее мобильными и квалифицированными слоями населениями работы в других городах

Общая оценка

Экономическую основу города создает выполнение столичных функций (значительная часть экономически активного населения занята в органах власти и управления федерального, республиканского и муниципального уровней и в центральных офисах частных компаний, работающих на всей территории Республики), а также размещение предприятий лесопромышленного комплекса.

Сыктывкар является столицей Республики Коми, ее главным политическим и административно-управленческим, научно-образовательным и культурным центром. Город отличается самым высоким в республике уровнем благоустройства и развитой сетью учреждений социальной сферы и потребительского рынка, что делает Сыктывкар привлекательным для граждан, переселяющихся из районов Крайнего Севера.

Сыктывкар располагает базовыми видами ресурсов, достаточными для высоких темпов развития.

Некоторые из функционирующих в городе предприятий имеют международное, российское и республиканское значение.

Для повышения уровня конкурентоспособности экономики, улучшения состояния социальной сферы, качества городской среды и экологической обстановки требуется привлечение в город инвестиций, увеличение доли в экономике инновационных предприятий, снижение зависимости от бюджетной сферы. В городе должны создаваться новые предприятия, учреждения социальной сферы, объекты жилого фонда, инженерно-энергетической и транспортной инфраструктуры, а также осуществляться модернизация уже существующих предприятий и объектов.

Решение этой задачи возможно на основе качественного улучшения инвестиционного климата, формирования кадрового потенциала, развития инфраструктуры и улучшения качества городской среды.

При привлечении инвестиций целесообразно делать ставку как на развитие уже существующих предприятий (ЛПК, АПК, текстильное и швейное производство, потребительский рынок и др.), так и на создание новых производств