Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МО ГО "СЫКТЫВКАР" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

Таблица 1. Характеристики основных целевых аудиторий для развития рынка туризма в Сыктывкаре

Целевая группа

Характеристика

Потребности применительно к туристическому рынку

Турпоток и его потенциал, чел. в год

Бизнес-туристы

"Командировочные" из московских и петербургских офисов компаний нефтегазового и лесопромышленного сектора. Большой поток, который на сегодняшний день проходит мимо туристического рынка в силу отсутствия предложения

Расслабиться после напряженных встреч в офисе/на производстве; пообщаться с коллегами или бизнес-партнерами в неформальной обстановке; привезти домой сувениры; узнать что-то необычное, что могло бы шокировать их; поучаствовать в необычном действе

50,000/50,000

"Средний класс" (жители Сыктывкара и Ухты)

Многочисленная обеспеченная аудитория с высокой платежеспособностью и привычкой к занятиям активными видами спорта (зимним и летним). Сейчас она реализует потребность в кратковременном отдыхе "выходного дня" за пределами Сыктывкара и даже Республики Коми, не находя в пределах своего города достойных вариантов времяпрепровождения

Провести выходные с семьей. Отдохнуть (сменить обстановку) с пользой для души и тела: не просто провести "выходные за городом", но позаниматься спортом, поплавать и т.п.

1,000/60,000


1.3. Проблемы, на решение которых направлена концепция

Несмотря на наличие значительного потенциала развития, в туристической отрасли Сыктывкара имеется целый ряд проблем, включающих в себя следующие:

1) Несмотря на значительный потенциал развития, экономический вклад въездного туризма в экономику Сыктывкара на данный момент пока является минимальным даже с учетом мультипликативного эффекта. Основные расходы туристов связаны с оплатой размещения <1>.

________________

<1> Средние расходы туриста в Сыктывкаре за двухдневную поездку можно оценить примерно в 8 000 рублей (т.е. 4 000 рублей в день), из которых три четверти расходуется на оплату размещения, а оставшиеся 25% - на питание. При этом значительная часть командированных останавливается не в гостиницах (официально зарегистрированных юридических лицах, платящих налоги), а в квартирах, сдающихся частными лицами и предлагающих тарифы примерно в 2 - 3 раза ниже гостиничных.



2) Практически полностью отсутствует собственно туристический поток в город (при этом объемы въезда в город достаточно высоки благодаря командировочным посетителям - гостям предприятий).

3) Туристическая отрасль города ориентирована исключительно на выездной туризм.

4) В настоящее время предприниматели, работающие в сфере туризма, не чувствуют единого направления движения и поддержки со стороны органов власти.

Абсолютное большинство обозначенных выше проблем является следствием существенных дефицитов, связанных с развитием туристической отрасли в Сыктывкаре.

5) В Сыктывкаре отсутствует развитый "городской" туристический продукт. За исключением традиционных экскурсий, предлагаемых (с вариациями) как школьникам, так и гостям предприятий города, в Сыктывкаре практически отсутствуют иные предложения, ориентированные на внешних туристов.

6) В городе не проводятся мероприятия, являющиеся ядром предложения (аналогичные Петербургскому международному экономическому форуму, Выставке дизайна в Милане и пр.); по количеству участников доминируют конгрессные мероприятия малого масштаба (< 250 участников). Все мероприятия, связанные с финно-угорской тематикой, были перенесены из Сыктывкара в Этнопарк (с. Ыб).

7) Имеют место существенные дефициты, связанные с "обслуживающими" туризм инфраструктурами; город не обладает значимыми ресурсами, которые могли бы представлять самостоятельную ценность для внешних российских или зарубежных туристов в условиях жесткой конкуренции на туристическом рынке:

а) Отмечается недостаточное разнообразие услуг <2> в гостиницах и иных средствах коллективного размещения при ценах, в среднем, превышающих цены по СЗФО <3>; кроме того, в пиковый для бизнес-активности сезон - осенью - наблюдаются сложности с расселением участников различных деловых мероприятий, конференций, встреч, организуемых в Сыктывкаре;

________________

<2> Качество предложения в ведущих гостиницах Сыктывкара соответствует заявленному уровню в 3 звезды и в целом не вызывает нареканий у посетителей. Однако при этом гости жалуются на недостаточное предложение дополнительных услуг и сервисов, предоставляемых в гостиницах.

<3> Самый дешевый номер в трехзвездочных гостиницах Сыктывкара, внесенных в международные системы бронирования, обойдется туристу минимум в 3500 руб. ("Югор"); средняя цена находится на уровне 4500 руб. Для сравнения: в Великом Новгороде на аналогичный период предлагается большой выбор отелей с ценой размещения 1500 - 2500 руб. за номер.


б) В городе наблюдается дефицит качественных спортивных объектов, работающих на горожан, что приводит к повышенной загрузке существующих спортивных объектов (прежде всего - плавательных бассейнов, лыжных трасс и катков во дворах) <4>;

________________

<4> При этом в период с 2000 по 2009 гг. общее число спортивных сооружений увеличилось более, чем в 2 раза, по уровню обеспеченности населения города спортивными сооружениями Сыктывкар входит в первую тройку среди городов - столиц регионов СЗФО.



в) В Сыктывкаре отсутствуют конгрессные площадки для принятия мероприятий международного класса (суммарное количество мест - 1445 на всех площадках, при этом предельная емкость самого крупного зала - 300 мест). При этом для региональных и общероссийских мероприятий существующая конгрессно-выставочная инфраструктура является достаточной.

8) Крайне слабо взаимодействие разных игроков рынка между собой (участники не ощущают общность интересов, пытаются самостоятельно развиваться каждый в своем сегменте, опираясь лишь на свои силы).

9) Отсутствует системная скоординированная политика со стороны органов региональной и муниципальной власти в отношении въездного туризма.