2.9.1. При подготовке настоящих Региональных нормативов учитывалось административно-территориальное устройство Пермского края, муниципальное устройство Пермского края, а также количество жителей в населенных пунктах, расположенных на территории Пермского края.
В соответствии с Законом Пермской области от 28 февраля 1996 года N 416-67 "Об административно-территориальном устройстве Пермского края" на 1 января 2016 года в состав Пермского края входят городские населенные пункты - 51 (в том числе города - 25, рабочие поселки - 26), сельские населенные пункты - 3572.
Населенные пункты с количеством жителей свыше 10 тысяч человек указаны в приложении 4 к настоящим Региональным нормативам.
Численность населения, проживающего в сельских населенных пунктах Пермского края, по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года представлена в приложении 5 к настоящим Региональным нормативам.
Муниципальные образования Пермского края на 1 января 2016 г.: 8 городских округов; 40 муниципальных районов, в которых: 29 городских поселений, 260 сельских поселений, межселенная территория в трех муниципальных районах.
2.9.2. Организация обеспечения пожарной безопасности в городе Перми и на территории Пермской агломерации имеет свои особенности. Особенности организации обеспечения пожарной безопасности в самом крупном муниципальном образовании Пермского края - Пермском городском округе (далее также - город Пермь), численность которого составляет более одного миллиона человек, связаны с большой площадью города Перми, большим количеством потенциально пожароопасных объектов, расчлененностью его территории оврагами, мелкими речками, недостаточно высоким качеством улично-дорожной сети.
Особенностью Пермского края является также тесное взаимодействие органов местного самоуправления: городских округов, муниципальных районов, поселений с органами государственной власти Пермского края в рамках формирующихся агломераций. Так, Пермская агломерация протянулась более чем на 90 км вдоль р. Камы и включает: г. Пермь, г. Краснокамск, г. Добрянку, а также п. Сылва, п. Старые Ляды, п. Полазна, д. Кондратово, д. Песьянка и другие населенные пункты Добрянского, Краснокамского и Пермского районов. На территории формирующейся промышленной агломерации расположены крупные промышленные предприятия, имеющие в своем составе противопожарные службы.
Задачи обеспечения пожарной безопасности в Пермском городском округе решаются путем взаимодействия противопожарных служб разного значения: государственного (краевого), федерального, муниципального с ведомственными противопожарными службами предприятий, учреждений. В городе Перми между администрацией города и ГУ МЧС России по Пермскому краю заключено соглашение о взаимодействии по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
Функции в области обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории Пермского городского округа возложены на департамент общественной безопасности администрации города Перми (решение Пермской городской Думы от 12 сентября 2006 года N 225 "О департаменте общественной безопасности администрации г. Перми").
Мероприятия в сфере пожарной безопасности в Пермском городском округе направлены на:
обустройство подъездов ко всем источникам противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности, а также пирсов для установки на них пожарных автомобилей;
создание условий для организации добровольной пожарной охраны на территории города Перми;
строительство источников противопожарного водоснабжения;
строительство пожарных пирсов;
строительство сетей противопожарного водоснабжения.
Ежегодно разрабатывается план мероприятий по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории городских лесов города Перми на период пожароопасного сезона, в рамках которого проводится подготовка к пожароопасному периоду и проведение мероприятий по предупреждению и тушению пожаров на территории городских лесов.
В пределах Пермского городского округа сформированы административно-территориальные образования: Дзержинский, Индустриальный, Кировский, Ленинский, Мотовилихинский, Орджоникидзевский и Свердловский внутригородские районы. Организация реализации первичных мер пожарной безопасности на территории каждого района относится к полномочиям администрации района:
обеспечивать надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, организовать проведение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту бесхозяйных источников противопожарного водоснабжения (искусственных водоемов и пирсов);
в соответствии с действующим законодательством принимать меры по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
осуществлять пропаганду в сфере пожарной безопасности на территории района, содействовать распространению пожарно-технических знаний на территории района;
готовить предложения о включении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности района в планы и программы развития города Перми;
вести реестр расположенных на территории района пожарных гидрантов (в том числе осуществлять составление соответствующих схем).
2.9.3. Региональные нормативы учитывают неравномерность плотности населения (приложение 6 к настоящим Региональным нормативам) и неравномерность плотности автомобильных дорог на территории Пермского края (приложение 7 к настоящим Региональным нормативам).
Особенности административно-территориального деления и муниципального устройства Пермского края связаны также с наличием значительного числа сельских населенных пунктов малой численности до 50 человек, наличием межселенных территорий, неравномерной плотностью автомобильных дорог с твердым покрытием, которые должны обеспечивать нормативную доступность первого подразделения пожарной охраны к месту вызова: 10 минут в городских и 20 минут в сельских поселениях. Однако значительное число населенных пунктов, например, в Чердынском районе, характеризующемся достаточно высокой плотностью размещения населенных пунктов (более 100), в то же время имеет самую низкую в крае плотность автомобильных дорог с твердым покрытием (до 25,0 км на 1 тыс. кв. км).
В таких муниципальных образованиях особое внимание должно быть уделено первичным мерам обеспечения пожарной безопасности профилактического, упреждающего характера.
Для населенных пунктов с численностью населения до 50 человек и населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях, ввиду низкой плотности населения и удаленности населенных пунктов от административных центров в качестве основных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности следует предусматривать:
организацию подразделений добровольной пожарной охраны;
противопожарное обустройство противопожарных разрывов (не менее 15 м) от лесных массивов, примыкающих к населенным пунктам, садоводствам, дачным хозяйствам и другим видам некоммерческих партнерств;