Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА НА СРЕДНЕ- И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (ДО 2030 ГОДА) В ЧАСТИ ПРИГОРОДНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

1.1.5. Территориальное развитие


Государственная территориальная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития муниципальных образований Республики Тыва.

Сбалансированное территориальное развитие республики предусматривается ориентировать на обеспечение условий, позволяющих каждому муниципальному образованию иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни населения, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики республики.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития муниципальных образований как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Республики Тыва требует синхронизации таких направлений территориальной политики, как:

- стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в муниципальных образованиях на основе конкурентных преимуществ;

- координация инфраструктурных бюджетных и внебюджетных инвестиций в муниципальных образованиях с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений;

- сокращение дифференциации уровня и качества жизни населения республики с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

Одной из главных задач территориального развития является создание городских условий жизни в районных центрах, что позволит решить проблему оттока граждан из села, а также привлечь городских жителей в село. Более того, развитие села является стратегической составляющей безопасности России.

Перспективное пространственное развитие республики связано с формированием и функционированием устойчивого территориального каркаса существующих и новых центров инновационного экономического роста на основе многополярного подхода. Экономические центры будут формировать вокруг себя территории, обладающие потенциалом ускоренного развития относительно окружающей территории в среднесрочной перспективе - зоны экономического развития, в рамках которых будет идти ускоренное развитие базовых и перспективных отраслей, инфраструктуры, территориально-промышленных кластеров.

На территории выделяемых зон будут обеспечены условия для развития кластеров предприятий перспективных специализаций, имеющих высокий потенциал для развития.

Исходя из необходимости решения комплексных задач развития территории Республики Тыва достигнуть стандартов развитых регионов Сибири планируется за счет формирования зон опережающего развития. Решение этой задачи связано с решением проблемы выделения таких объектов - центров роста (зон опережающего развития).

В основу кластеризации положены следующие исходные условия:

1) вся территория республики должна быть разбита на экономические макрорайоны (зоны опережающего развития), достаточно компактные и располагающие, по крайней мере, одним центром экономического роста - наиболее динамично развивающимся населенным пунктом;

2) территория каждого кожууна целиком входит только в один экономический район.

Решение поставленной задачи осуществляется в два этапа.

На первом этапе выделяются зоны опережающего развития, объединяющие однородные в плане социально-экономического развития кожууны. В наилучшей степени для этого подходит модель кластерного анализа. Она позволяет формировать группы в соответствии с заданными критериями, учитывая размещение населения, развитие экономики, а также состояние инфраструктуры.

На втором этапе в уже выделенных экономических районах найдены центры притяжения, которые в дальнейшем возьмут на себя функции "точек роста" экономики.

Макрорайонирование республики проведено с учетом следующих параметров, характеризующих уровень социально-экономического развития кожууна: территория, численность населения, естественный и миграционный прирост, среднемесячная заработная плата работников предприятий, численность безработных, обеспеченность объектами социальной сферы (образование, здравоохранение), наличие памятников природы, истории и культуры, структура экономики, наличие разведанных месторождений полезных ископаемых, число действующих промышленных предприятий, объем выпускаемой промышленной продукции, объем продукции сельского хозяйства, оборот розничной торговли, оборот общественного питания, объем платных услуг, объем инвестиций.

Макрорайонирование территории Тувы дало следующую структуру зон опережающего развития (центров регионального развития):

западная (аграрно-индустриальная) зона - аграрный макрорайон с центром промышленного роста г. Ак-Довурак (агрокластер, кластер легкой промышленности, кластер индустрии строительных материалов и т.д.);

центральная (индустриальная) - промышленно-транзитный макрорайон с центром роста г. Кызыл (энергопроизводственный, транспортный, промышленно-производственный кластеры, кластер индустрии строительных материалов и т.д.);

восточная (природно-ресурсная) - рекреационный макрорайон с развитой добывающей промышленностью и лесозаготавливающей базой лесопромышленного комплекса республики - центрами роста станут сс. Тоора-Хем и Сарыг-Сеп (лесопромышленный, туристско-рекреационный, промышленно-производственный кластеры);

южная (аграрная) - аграрный макрорайон с центром роста с. Эрзин (агрокластер, туристско-рекреационный кластер).

Западная зона объединила в себе кожууны, обладающие наиболее развитым сельским хозяйством в западной части республики - объем валовой продукции сельского хозяйства в них составляет 32% от общего объема. Центром роста стал второй по численности населения город республики - Ак-Довурак, его сателлитом станет г. Чадан. В макрорайон вошли Бай-Тайгинский, Барун-Хемчикский, Дзун-Хемчикский, Чаа-Хольский, Сут-Хольский, Монгун-Тайгинский и Овюрский кожууны. Среднегодовая численность населения макрорайона составляет 70,1 тыс. человек. В Овюрском кожууне находится международный пункт пропуска на Государственной границе Российской Федерации в с. Хандагайты.

Центральный макрорайон объединяет в себе наиболее развитые в промышленном плане кожууны республики, расположенные в центральной ее части и соединенные автодорогой Кызыл - Ак-Довурак, в кожуунах хорошо развита дорожная сеть. Объем произведенной промышленной продукции составляет 5,5 млрд. рублей или 93% от общего объема, из них три четверти составляет вклад г. Кызыла. Макрорайон составляют Улуг-Хемский, Чеди-Хольский, Тандинский, Кызылский и Пий-Хемский кожууны. Численность населения макрорайона - 186,7 тыс. человек. Безусловный центр роста - г. Кызыл.

Восточный макрорайон состоит из двух наиболее обширных и наименее плотно заселенных кожуунов республики - Тоджинского и Каа-Хемского. В силу неразвитости сети автодорог и особенностей структуры экономики кожуунов макрорайон не обладает ярко выраженным центром роста, в этом и выражается одно из его отличий от остальных макрорайонов республики. Производство промышленной продукции обусловлено добычей золота в Тоджинском кожууне, а производство сельскохозяйственной продукции - в Каа-Хемском кожууне. Район обладает богатой базой лесных ресурсов, в том числе лиственницы. Численность населения макрорайона 18,3 тыс. человек, из них более тысячи человек - охотники.

Южный макрорайон состоит из трех аграрных районов с развитым животноводством - Тес-Хемский, Эрзинский и Тере-Хольский. Численность населения - 18,2 тыс. человек. Объем продукции сельского хозяйства составляет 17,2 млн. рублей, из них 70% производится в Тес-Хемском кожууне. Промышленной продукции в макрорайоне практически не производится. В Эрзинском кожууне перспективно развитие туризма. Особенностью макрорайона является наличие международного пункта пропуска на Государственной границе Российской Федерации в населенном пункте Цаган-Толгой, расположенном на федеральной автотрассе М-54 "Енисей".

Эффект зонирования отраслей опережающего развития заключается в формировании целостной схемы развития территории Республики Тыва, которая будет служить основанием и руководством к принятию управленческих решений по оптимальному распределению производительных сил в границах республики.

На территориях смешанной специализации, не имеющих четко выраженной доминирующей отрасли, развитие экономики будет базироваться на поддержке малого и среднего предпринимательства. Основное значение отраслевого зонирования Республики Тыва заключается в концентрации мер снятия инфраструктурных ограничений с развития приоритетных отраслей экономики в приоритетных территориальных зонах.