Республика Алтай в настоящее время дефицитна как по мощности, так и по электроэнергии. Пик перетоков мощности в 2012 году превысил 116 МВт (по данным филиала ПАО "МРСК Сибири" - "ГАЭС"). По данным зимнего контрольного замера переток мощности в республику составил в 2014 году 109 МВт, в 2015 году 107 МВт, за первое полугодие 2016 года - 101 МВт. Пропускная способность питающих ВЛ-110 кВ исчерпана полностью. При существующей схеме электроснабжения Республики Алтай в послеаварийных режимах при отключении двух ВЛ 110 кВ ВЛ 110 кВ ОПП - Майминская (ВЛ ОМ-139) и ВЛ 110 кВ Быстрянка - Майминская (ВЛ БМ-85), выполненных на общих опорах, на ряде ПС 110 кВ происходит снижение уровней напряжения ниже аварийно-допустимых значений (85 кВ), что требует отключения потребителей действием противоаварийной автоматики (АОСН). Описанное выше подтверждается результатами расчетов, выполненных при разработке СиПР Республики Алтай 2016 - 2020 гг. и в томе проектной документации "Расчеты электрических режимов прилегающей сети 110 кВ. Шифр 007К.ВВ.2015.480811.12.15-ЭЭС" (выполнен в рамках титула "Строительство ЛЭП 110 кВ от ПС 110/10 кВ "Долина Алтая" до ПС 110/10 кВ "Сибирская монета". Строительство ЛЭП 110 кВ от ПС 110/10 кВ "Сибирская монета" до ПС 110/10 кВ "Манжерокская").
Это приводит к ограничениям подключения новых потребителей электроэнергии и сдерживает развитие экономики региона.
Отличительной особенностью энергосистемы Республики Алтай является крайне неравномерный график потребления электроэнергии и мощности по сезонам года, летний минимум составляет только одну четвертую часть зимнего максимума. Это является следствием того, что значительная часть электроэнергии расходуется на отопление. В результате, в "перегруженных" электрических сетях, при прохождении зимнего максимума, складываются недопустимо высокие технические потери электроэнергии и недопустимо высокий уровень потерь напряжения, особенно в сетях 0,4 кВ. В режиме летнего "недогруза", на концах холостых протяженных линий 110 кВ фиксируется недопустимо высокий уровень напряжения, как в переходных, так и в установившихся режимах работы сетей. Установившееся напряжение свыше 125 кВ, в целом ряде центров питания 110 кВ, обычное дело, что определяет тяжелые режимы работы изоляции высоковольтного оборудования.
Радиальная конфигурация сети 110 кВ и большие протяженности ЛЭП (максимальная протяженность сети 110 кВ от ПС 220 кВ Бийская, расположенной в городе Бийске до самой удаленной ПС 110 кВ "Кош-Агачская" более 600 км), многие из которых одноцепные, определяет низкий уровень надежности электроснабжения, особенно при ремонтных схемах и в послеаварийных режимах.
Суммарная протяженность распределительных сетей напряжением 10 и 0,4 кВ около 6 тыс. км. Их основная часть построена в шестидесятых - восьмидесятых годах прошлого века. Для линий 10 кВ был использован сталеалюминиевый провод сечением 35 - 70 квадратных мм, а для линий 0,4 кВ - алюминиевый провод сечением 16 - 35 квадратных мм. При этом максимальные протяженности ВЛ 10 кВ достигают 100 км, а длина фидеров 0,4 кВ, зачастую более 2 км. Большая часть электрических сетей эксплуатируется за пределами нормативного срока службы. Конфигурация сети 10/0,4 кВ также морально устарела и не соответствует требованиям надежности и качества электроснабжения.
Протяженность значительной части линий 0,4 кВ превышает допустимую по условиям потерь напряжения и чувствительности защиты от коротких замыканий.
В распределительных сетях сохраняется недопустимо высокий уровень технических и коммерческих потерь электроэнергии. Практически пятая часть отпущенной в сеть электроэнергии, теряется при ее передаче и распределении и не доходит до потребителя.
В большинстве случаев на дизельных электростанциях, предназначенных для электроснабжения населенных пунктов, расположенных в труднодоступных горных районах, эксплуатируется физически изношенное энергетическое оборудование, что обусловливает низкие технико-экономические показатели работы дизельных электростанций, низкое качество и надежность электроснабжения потребителей. Удельные расходы топлива на большинстве дизельных электростанций достигают 457 г условного топлива/кВт.ч, что в 1,5 раза превышает средний нормативный расход топлива.
Низкие технико-экономические показатели большинства дизельных электростанций, высокие цены на дизельное топливо и высокие транспортные тарифы (что особенно сказывается в отдаленных районах) приводят к высокой себестоимости производства электроэнергии на дизельных электростанциях.