5.1. Консолидированный бюджет Российской Федерации - по расходам, связанным с выездом из районов Севера области: работникам бюджетных учреждений и организаций; пенсионерам; инвалидам; лицам, потерявшим работу и зарегистрированным в качестве безработных в этих районах; лицам, работавшим на государственных предприятиях и высвободившимся в связи с прекращением или расторжением трудового договора (контракта) по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия, - в соответствии со ст. 4, ст. 35 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года N 4520-1 (приложение 1).
5.2. Федеральный бюджет - капитальные вложения (инвестиции) в жилищное строительство; безвозмездные жилищные субсидии на строительство или приобретение жилья; целевые средства государственной финансовой поддержки мероприятий по закрытию (ликвидации) населенных пунктов.
Капитальные вложения выделяются области для выполнения конкретных объемов строительства на основе заключаемых договоров с Госкомсевера России. Объем средств определяется ассигнованиями на эти цели, предусмотренными в федеральном бюджете на соответствующий год - пропорционально количеству выезжающих из каждого региона (27 субъектов Российской Федерации). Средства выделяются в порядке завершения ранее начатого строительства при заделе не менее 25%. Доля инвестиций федерального бюджета - от 30% в европейской части страны до 45% в южных районах Сибири от общего объема капитальных вложений в строительство.
Жилищные субсидии предназначены переезжающим гражданам, имеющим 15-летний и более (по ранее действующему законодательству - 10-летний и более) стаж работы или проживающим в районах Севера и не имеющим жилья в несеверных районах. Размер выделяемой гражданину жилищной субсидии составляет от 80 до 100% стоимости жилья и определяется в соответствии с законодательством (приложение 1). Объем жилищной субсидии определяется федеральными законами, в т.ч. о федеральном бюджете. В 1999 году выделяемый области лимит государственных инвестиций определен в 80,7 млн. руб., в т.ч. на строительство жилья взамен ветхого в зоне БАМ и соответствующее переселение - 26,8 млн. руб. (письмо Минэкономики России от 02.06.1999 N ВК-414/8-619).
Целевое финансирование мероприятий по закрытию (ликвидации) отдельных поселков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, вопросы ведения которого распространяются на ликвидируемые в поселках районообразующие предприятия, на основе решений органов местного самоуправления и совместного постановления данного федерального органа с администрацией области. В 1999 г. такое постановление принято по ликвидации поселка Надеждинск и переселению его жителей; при общих затратах на временное содержание поселка и переселение в сумме 77,32 млн. руб. стоимость строительства (приобретения) жилья для переселяемых оценена в 58,50 млн. руб., в т.ч. 48,38 млн. руб. по состоянию на 01.07.1999. В целом сумма субсидий и целевых средств федерального бюджета для переселения в южные районы области половины жителей 19 закрываемых поселков составляет около 250 млн. руб.
Общая сумма средств федерального бюджета, необходимая для реализации программы по строительству (приобретению) жилья, достигает 1009,25 млн. рублей и состоит из следующих расходов:
- жилищные субсидии для 130 семей,
переехавших в несеверные районы
других регионов России с 1992 по
1998 год, из расчета 126,5 тыс.
руб. на одну семью (по
приложению 13) - 16,71 млн. руб.
- жилищные субсидии для 1652 семей
закрываемых населенных пунктов
при переселении в южные районы
из расчета 151,2 тыс. руб. на
семью (по приложению 14) - 249,78 млн. руб.
- затраты на строительство
(приобретение) жилья для 6266
семей, стоящих на учете по
переселению в южные районы
области, из расчета от 115,7
тыс. руб. до 128,5 тыс. руб. на
семью (по приложению 15) - 742,96 млн. руб.
Итого - 1009,45 млн. руб.
5.3. Областной бюджет:
- по расходам, связанным с компенсацией за освобождаемое жилье по месту его сдачи переселенцами. Компенсации выплачиваются органами местного самоуправления, а также организациями на основе коллективных договоров (приложение 1). Объем финансирования по этим расходам - 6,9 млн. руб.: 6,1 млн. руб. - выезжающим в южные районы области при сохранении долевой части желающих получить данную компенсацию вместо жилищной субсидии (от 0 - 1% до 8% по районам) и 0,8 млн. руб. - выезжающим в другие регионы России;
- компенсации по переезду и провозу багажа до нового места жительства в общей сумме 36,17 млн. руб. на период действия программы с 2000 года;
- предоставление жилищных субсидий участникам Великой Отечественной войны, гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 групп, страдающим тяжелыми формами некоторых заболеваний в соответствии с перечнем, утвержденным администрацией Иркутской области, а также семьям, имеющим двух и более несовершеннолетних, являющихся инвалидами с детства, начиная с 2005 года - 47,4 млн. руб.
(Абзац введен постановлением ЗС Иркутской области от 22.09.2004 N 40/16-ЗС)
При необходимости целесообразно предусмотреть выделение возвратных ссуд переселенцам при недостатке у них собственных средств для доплаты приобретаемого по социальным нормам жилья: оценочно по 1,5 млн. руб. в год начиная с 2000 года, всего - 9,0 млн. руб.
5.4. Средства предприятий и организаций производственной сферы при строительстве жилых домов в южных районах для своих переселяющихся работников - в виде доли капитальных вложений, инвестируемых в реализацию федеральной программы по строительству жилья для переселенцев с Севера.
5.5. Личные или заемные средства северных переселенцев:
- до 20% от стоимости строительства (приобретения) жилья или предоставления жилищной субсидии (в зависимости от стажа работы или времени проживания в районах Севера).