4.1. Учет и организация переселения
По состоянию на 1 июля 1999 года в органах местного самоуправления и в администрации области стоят на учете для получения жилищных субсидий 6266 граждан (с семьями). Кроме того, 130 семей, выехавших из районов Севера в другие регионы с 1992 года, стоят на учете в местах въезда и в Госкомсевера России. Часть граждан из общего количества наметила переезд в несеверные районы других субъектов Российской Федерации. Необходимый для этого стаж работы или проживания в районах Севера, условия, размеры и порядок предоставления субсидий и компенсаций, в том числе по трем социальным группам очередности, определены федеральным законодательством и постановлениями главы администрации области (приложение 1).
При сохранении существующих в 1998 - 1999 гг. объемов выделения соответствующих средств федерального и областного бюджетов на весь семилетний срок действия программы их будет достаточно для обеспечения жилищными субсидиями и компенсациями более чем 1700 имеющихся первоочередников и около 1900 граждан следующих групп очередности (приложение 7). Это составляет лишь несколько более половины от всех граждан, стоящих на учете, представивших необходимые документы как по месту выезда, так и уже переехавших в южные районы области и в другие несеверные регионы России (приложение 8) и ожидающих реализации своих прав по процессу переселения.
В числе вопросов учета и организации переселения - постоянный мониторинг процесса и принятие решений по регулированию миграции, оценка условий потенциальных мест вселения, управление и контроль строительства жилья (в том числе взамен ветхого в зоне БАМа), другие вопросы, вытекающие из задач программы. Основные исполнители учета и организации переселения и строительства жилья - администрация губернатора Иркутской области, главы муниципальных образований выезда и въезда переселяющихся граждан. Соисполнителями выполняемых мероприятий и программы являются комитеты по экономике и по труду, ГУ УКС, ГФУ, а также Департамент ФСЗН по Иркутской области и территориальный орган Госкомсевера России в Иркутской области.
(в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.09.2004 N 40/16-ЗС)
4.2. Строительство жилья для переселенцев
Выбор районов строительства жилья для выезжающих граждан определяется интересами всех сторон, участвующих в реализации программы, а объемы строительства преимущественно зависят от размеров государственных инвестиций в жилищные субсидии и выделяемых лимитов капитальных вложений. При подборе мест и объектов строительства и приобретении жилья по возможности учитываются желание переселяющихся граждан, их принадлежность к той или иной социальной группе переселенцев (пенсионеры, инвалиды, социально слабозащищенные, безработные, трудоспособные лица и т.д.). В заселении мигрантами из районов Севера предусматривается рост значения сельской местности по южным районам области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Приоритет отводится благоустроенному жилью, близкому по стоимости к нормам жилищных субсидий.
На выбор объектов строительства жилья влияет степень развития социальной инфраструктуры мест вселения, так как удельный вес затрат на ее изначальное создание или существенное развитие значительно удорожает рассматриваемое строительство. Для решения поставленных задач требуется регулярно проводить мониторинг незавершенного строительства и оценку условий по населенным пунктам со свободной демографической емкостью в южных районах области. Так, по состоянию на начало 1999 года только в сфере ведения ГУ УКС взято на учет 384 объекта незавершенного строительства с 513 квартирами для переселяющихся северян (приложение 9). Завершение строительства этих объектов - 2-я половина 1999 г. - начало 2000 г. Анализ ситуации и выполнение мероприятий администрации области в последние три года показывают, что наибольшим потенциалом в этом отношении обладают города Ангарск, Саянск, Усолье-Сибирское, Слюдянка, Черемхово. В Иркутске высокая стоимость жилья даже на вторичном рынке значительно ограничивает круг реальных переселенцев в силу недостаточности нормы выделяемых субсидий и невозможности доплаты гражданами по их финансовому положению до внедрения ипотеки и предоставления целевых ссуд. Предварительная оценка условно свободной демографической емкости по несеверным сельским районам показывает, что эта емкость позволяет заселить не менее 5 тыс. человек (приложение 10).
Расчет объектов и структуры строительства жилья в городах и сельской местности, а также распределение объектов строительства по годам осуществляются в процессе реализации программы. Это проводится в соответствии с действующими нормами и правилами, требованиями Федеральной целевой программы "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и жилищного законодательства, в том числе по жилищным субсидиям.
При реализации программы устанавливается приоритетность использования объектов незавершенного жилищного строительства с высокой степенью готовности, решается вопрос о возможности создания кондоминиумов на основе объектов незавершенного строительства, используется вторичный рынок жилья. С 2000 года намечено решение вопросов ипотечного жилищного кредитования и предоставления долгосрочных бюджетных ссуд переселяющимся гражданам, у которых размер жилищной субсидии или компенсации за сданное на Севере жилье является недостаточным для получения положенной нормы жилья ввиду его высокой стоимости или роста цен.
4.3. Переселение из закрывающихся поселков
Важное направление программы - закрытие поселков, где ликвидируются основные (районообразующие) предприятия, и переселение их жителей. При решении задачи используется следующий подход: переселение на добровольной основе пенсионеров, инвалидов, безработных, а также членов их семей в южные районы области с выделением жилищных субсидий; переселение семей квалифицированных специалистов и иных трудоспособных граждан в другие, не закрываемые населенные пункты этих же или соседних районов Севера области, где их труд должен быть востребован, а самим им должно быть предоставлено освобожденное иными переселенцами жилье.
На начало 1999 года определен количественный и социальный состав внутрирайонных переселенцев, места их вселения. Всего по решениям органов местного самоуправления в шести районах намечено к закрытию 19 населенных пунктов с потребностью переселения 3384 семей, или около 9,9 тыс. чел. Внутри- и межрайонные перемещения населения в этих районах - Мамско-Чуйском, Бодайбинском, Катангском, Киренском, Казачинско-Ленском и Усть-Кутском - должны не только удовлетворить интересы переселенцев, но и значительно снизить бюджетные расходы районов и области на содержание объектов социальной сферы и ЖКХ. Количественные и расчетные показатели внутрирайонных переселений приводятся в приложениях 11, 12, 14.
Данное направление программы корреспондирует с аналогичными мероприятиями содействия занятости населения на 1998 - 2000 годы Департамента ФСЗН по области в части переезда безработных и членов их семей из районов Севера. В соответствии с законодательством жилищные субсидии гражданам, проживающим в поселках, закрывающихся на основании решений органов государственной власти, предоставляются в первую очередь в случае отсутствия целевого финансирования из федерального бюджета.
4.4. Выделение компенсаций и жилищных субсидий
В соответствии с федеральным законодательством при выезде из районов Севера на жительство в южные районы области и в другие несеверные (экономически и климатически более благоприятные) регионы России гражданам выплачивается денежная компенсация за проезд всех выезжающих членов семьи и провоз багажа до 5 т на семью до нового места жительства в пределах Российской Федерации (по фактическим затратам). Расчетная сумма затрат по данной компенсации составляет: при переселении части жителей закрываемых на Севере области поселков - 8,78 млн. руб. (приложение 14); при выплате уже выехавшим в другие регионы России 130 семьям - 0,96 млн. руб. (приложение 13); на переселение из северных в южные районы области других граждан, стоящих на учете, - 26,43 млн. руб. (приложение 15). Общая сумма данных компенсаций оценивается в 36,17 млн. руб.
Компенсация за сданное по месту выезда жилье предоставляется органами местного самоуправления гражданам, не стоящим на учете для получения жилищной субсидии (в соответствии с законодательством переселенцы могут воспользоваться лишь одной из двух указанных льгот). По состоянию на середину 1999 года среди выехавших из районов Севера области в другие регионы России практически уже не осталось граждан, ожидающих компенсации за сданное жилье, - все 130 семей стоят на учете для получения жилищных субсидий. Вместе с тем на последующий срок действия программы количество граждан, которые решат выехать за пределы области в несеверные регионы России и воспользоваться компенсацией за сдаваемое жилье, достигнет, по оценке, 60 человек (с семьями), а сумма необходимой компенсации - 0,8 млн. руб.
Жители закрываемых поселков, если их переселение с предоставлением жилья не обеспечивается целевым финансированием, относятся к категории первоочередников на получение жилищных субсидий. Поэтому следует считать маловероятным, что кто-либо из переселяющихся в южные районы области предпочтет компенсацию за оставляемое жилье. Из числа же остальных переселенцев с Севера области в ее южные районы желающих получить компенсацию за сдаваемое жилье насчитывается по районам выезда лишь несколько единиц процентов (от 0 до 8%), а расчетная сумма компенсационных выплат за счет средств местных бюджетов и ведомственных предприятий не превышает 6,1 млн. руб.
Расчетный объем жилищных субсидий выезжающих граждан составляет 1009,45 млн. руб., в т.ч.: 16,71 млн. руб. для 130 семей, уже выехавших в другие регионы России; 249,78 млн. руб. - для 1652 семей из числа населения намеченных к закрытию (ликвидации) населенных пунктов Севера области; 742,96 млн. руб. - для 6266 семей, стоящих на учете по переселению в южные районы области (приложения 13 - 15).
Порядок и условия предоставления жилищных субсидий, выделяемых за счет средств областного бюджета в 2005 году участникам Великой Отечественной войны, гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 групп, страдающим тяжелыми формами некоторых заболеваний в соответствии с перечнем, утвержденным администрацией Иркутской области, а также семьям, имеющим двух и более несовершеннолетних, являющихся инвалидами с детства, устанавливается администрацией Иркутской области.
(Абзац в ред. постановления ЗС Иркутской области от 22.09.2004 N 40/16-ЗС)
4.5. Трудоустройство и социальная адаптация переселенцев
Для обеспечения занятости трудоспособной части переселенцев и их социальной адаптации по новому месту жительства предусматривается ряд соответствующих мер, принимаемых органами местного самоуправления, Комитетом по труду администрации области, Департаментом ФСЗН по Иркутской области. Первые из мер - организационные: определяется половозрастная, профессиональная и квалификационная структура переселяемых граждан; определяется потребность и перечень необходимых специальностей и профессий в районах вселения; проводится дифференциация трудоспособных лиц и отбор нуждающихся в переподготовке или повышении квалификации.
Оценка количественного распределения трудоспособных и нуждающихся в переподготовке переселенцев по южным районам области на 1 января 1999 года: из 1225 трудоспособных нуждается в переподготовке около 860 человек, в том числе из 735 женщин - более 550 чел. (приложение 16).
Конкретные вопросы обеспечения занятости трудоспособной части переселенцев из районов Севера включены в областную программу содействия занятости населения Иркутской области на 1998 - 2000 годы, утвержденную постановлением губернатора от 16 декабря 1997 года N 398-п. Согласно указанной программе службой занятости оказывается содействие в трудоустройстве безработным переселяющимся гражданам и компенсируются их затраты, связанные с переездом. В бюджете Фонда занятости ежегодно предусматриваются затраты на переезд 300 безработных граждан. Порядок возмещения этих затрат утвержден постановлением губернатора области от 6 октября 1997 года N 262-п.
В указанной областной программе содействия занятости населения особое внимание уделяется переселению семей безработных граждан в сельскую местность. Территории вселения определены. Переселенцам, заключившим соответствующие договоры с ФСЗН, из федерального бюджета выплачивается единовременное денежное пособие на каждого члена семьи в размере 5 минимальных оплат труда и компенсируются затраты на провоз багажа до 5 тонн на семью. Обязательное условие при оформлении такого переселения - наличие жилой площади и устройство на работу трудоспособных членов семьи.
На переезд с целью трудоустройства 610 безработных граждан в 1999 - 2000 годах намечено затратить 628 тыс. руб. Фонда занятости, а из федерального бюджета - 230 тыс. руб. на переселение 82-х семей в сельскую местность. В 2001 - 2005 годах таких затрат потребуется, возможно, несколько больше.
Для обеспечения социальной адаптации и занятости граждан, переселившихся из районов Севера самостоятельно и признанных безработными, служба занятости оказывает им содействие в трудоустройстве, организует обучение специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, направляет на общественные и временные работы, помогает в организации предпринимательской деятельности.