ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 1999 года N 34/22-ЗС
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИ ИЗБЫТОЧНОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 1999 - 2005 ГОДЫ"
(в редакции постановления ЗС Иркутской области от 22.09.2004 N 40/16-ЗС)
Рассмотрев областную целевую программу "Регулирование миграции экономически избыточной части населения Севера Иркутской области на 1999 - 2005 годы", представленную администрацией области, Законодательное собрание постановляет:
утвердить областную целевую программу "Регулирование миграции экономически избыточной части населения Севера Иркутской области на 1999 - 2005 годы" (прилагается).
И.о. председателя
Законодательного собрания
С.И.ШИШКИН
ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИ ИЗБЫТОЧНОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ РАЙОНОВ СЕВЕРА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 1999 - 2005 ГОДЫ
"Районы Севера", "Север" - районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности;
ФЦП - федеральная целевая программа;
ГФУ - Главное финансовое управление администрации области;
ГУ УКС - Государственное учреждение "Управление капитального строительства администрации области";
ФСЗН - Федеральная государственная служба занятости населения;
ЖКХ - жилищно-коммунальное хозяйство
Наименование "Регулирование миграции экономически
программы избыточной части населения районов Севера
Иркутской области" на 1999 - 2005 годы
Основания для Постановление губернатора Иркутской
принятия области от 15 июля 1999 года N 443-п "Об
программы итогах работы Комитета по развитию Севера
администрации области в 1998 году и
задачах на 1999 год";
законодательство Российской Федерации и
Иркутской области в части предоставления
государственных гарантий и компенсаций,
выделения жилищных субсидий и
строительства жилья при переселении
граждан из районов Севера
Государственный Комитет по развитию Севера администрации
заказчик Иркутской области
Главная цель Снять социально - демографическую
программы напряженность в районах Севера области
путем упорядочения процесса миграции их
жителей и обеспечения государственных
гарантий по переезду и строительству жилья
для переселенцев с Севера
Задачи 1. Строительство жилья с использованием
программы бюджетных инвестиционных средств для
переселяющихся из северных в южные районы
категорий граждан, установленных
законодательством.
2. Рационализация внутри- и межрайонных
переселений при закрытии (ликвидации)
отдельных населенных пунктов.
3. Финансовое обеспечение строительства и
приобретения жилья для северных
переселенцев, компенсаций за сдаваемое по
месту выезда жилье, за проезд и провоз
багажа в места вселения.
4. Государственная поддержка социальной
адаптации переселенцев из районов Севера,
способствование трудоустройству
безработных.
5. Комплексный учет, анализ и
прогнозирование эмиграции из районов
Севера области.
6. Принятие решений и мер по управлению
процессом миграции.
Сроки и этапы 1-й этап: 1999 - 2001 гг.
реализации 2-й этап: 2002 - 2005 гг.
программы
Основные 1. Учет и организация переселения, включая
направления внутрирайонное.
реализации 2. Строительство и покупка жилья для
программы переселенцев.
3. Выделение компенсаций и жилищных
субсидий.
4. Трудоустройство и социальная адаптация
переселенцев.
Исполнители и Администрация губернатора Иркутской
соисполнители области, комитеты по экономике, по труду,
ГУ УКС, ГФУ;
органы местного самоуправления;
Департамент ФСЗН, территориальный орган
Госкомсевера России.
(в ред. постановления ЗС Иркутской
области от 22.09.2004 N 40/16-ЗС);
Источники и Федеральный бюджет - 1009,45 млн. руб.
объемы Областной бюджет - 96 млн. руб.
финансирования Средства северных предприятий
производственной сферы - 30 - 50%
капвложений в строительство жилья для
своих переселенцев при реализации ФЦП
"Строительство на территории Российской
Федерации жилья для граждан, выезжающих из
районов Крайнего Севера и приравненных к
ним местностей".
Собственные и заемные средства
переселенцев - до 20% от стоимости
предоставляемого жилья по жилищным
субсидиям и до 25% от капитальных
вложений, инвестируемых из федерального
бюджета по вышеназванной федеральной
целевой программе. Государственный фонд
занятости населения - 1,9 млн. руб., в
т.ч. в 1999 - 2000 гг. - 0,63 млн. руб.
(в ред. постановления ЗС Иркутской
области от 22.09.2004 N 40/16-ЗС);
Ожидаемые Снятие социально - демографической
результаты напряженности в экономически депрессивных
реализации районах Севера области;
программы перераспределение в них бюджетных расходов
на реструктуризацию экономики, социальную
сферу, ЖКХ, систему жизнеобеспечения, в
том числе за счет снижения расходов на
завоз товаров на 20 - 35%;
предоставление 6,3 тыс. семей
государственной поддержки в строительстве
и приобретении жилья по жилищным субсидиям
при переезде из районов Севера;
переселение жителей закрываемых на Севере
поселков в другие населенные пункты и в
южные районы области с предоставлением
жилья;
компенсация затрат переселенцам в
соответствии с законодательством;
упорядочение миграции жителей Севера
области.
Организация Контроль за исполнением программы
контроля осуществляется областными государственными
исполнения органами в пределах компетенции и в
программы установленном порядке.
(Раздел в ред. постановления ЗС Иркутской
области от 22.09.2004 N 40/16-ЗС);
Предметом программы является система действий администрации Иркутской области (далее - область) по управлению процессом смены места жительства тех граждан, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - районы Севера), на которых распространяется действие федерального и областного законодательства в части выделения жилищных субсидий и строительства жилья, а также предоставления иных государственных гарантий и компенсаций при переселении в другие регионы.
Территориально действие программы охватывает:
- Катангский, Мамско-Чуйский, Киренский, Казачинско-Ленский, Нижнеилимский, Усть-Илимский и Братский районы, города Бодайбо и Усть-Кут с территориями соответствующих районов, г. Братск, г. Усть-Илимск, т.е. одиннадцать муниципальных образований по состоянию на 01.07.1999, - как места внутренней миграции по районам Севера области и как территории выезда граждан в несеверные регионы;
- южные районы и города области - как места въезда переселенцев из районов Севера области и других северных регионов азиатской части России;
- другие климатически благоприятные регионы Российской Федерации, в том числе Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, - как места въезда переселенцев из районов Севера области.
Правовыми основаниями программы является законодательство Российской Федерации и области по вопросам государственного регулирования социально-экономического развития районов Севера России, государственных гарантий и компенсаций для жителей Севера России, государственной поддержки районов Севера, выделения и распределения жилищных субсидий для выезжающих из районов Севера граждан, строительства и приобретения для них жилья (приложение 1).
Программа разработана в развитие комплекса мероприятий, проводимых администрацией области с 1994 года по вопросам обеспечения переезжающих северян государственными гарантиями и компенсациями, в связи с федеральными программами строительства жилья и предоставления жилищных субсидий для определенных категорий граждан, выезжающих из районов Севера, а также в соответствии с п. 2.2 постановления губернатора области от 15 июля 1999 года N 443-п "Об итогах работы Комитета по развитию Севера администрации области в 1998 году и задачах на 1999 год".
Экономический кризис России последнего десятилетия вызвал в районах Севера глубокий спад активности хозяйственного освоения природных ресурсов и производства в целом. Прекращение централизованного финансирования отраслей, нарушение прежних производственных связей и отношений, спад спроса на ранее производимую продукцию, высокие транспортные тарифы, требования рыночных изменений и производства конкурентоспособной продукции - все это привело к ряду известных социально-экономических последствий для большинства районов Севера области. В их числе, с одной стороны, - резкое возрастание бюджетных расходов на осуществление оставшихся видов деятельности, на содержание ЖКХ, системы жизнеобеспечения населения и социальной сферы в целом. С другой стороны - затянувшаяся реструктуризация, сокращение или ликвидация производств, возникновение и рост безработицы, нарастание социальной напряженности.
На росте социальной напряженности сказалась и потеря денежных сбережений северян, в том числе собиравшихся рано или поздно переехать с Севера в места прежнего жительства или в климатически более благоприятные регионы. Стремление выехать с Севера, особенно многих из числа пришлого населения последних двух - трех поколений и из числа слабозащищенных, оказавшихся экономически излишними в условиях становления рыночных отношений и системного кризиса, увеличилось и в силу хронического недостатка средств в районах для развития экономики и социальной сферы. Наряду с эмиграционной тенденцией социальная обстановка усугубилась и демографической напряженностью.
Сокращение рождаемости и возрастание смертности, т.е. депопуляция населения районов Севера области, а также превышение количества выезжающих над количеством приезжающих в этих районах, особенно экономически депрессивных, все годы отмечалось официальной статистикой и администрацией области. По годам условным рубежом явного сокращения числа прибывших в районы Севера и увеличения числа выезжающих из них является начало 90-х годов. К 1992 году 9 из 11 вышеназванных административно-территориальных образований имели механический отток населения. Ежегодно в первой половине 90-х годов выезжало на 3,5 - 10,5 тыс. чел. больше, чем приезжало сюда на жительство. Во второй половине этих годов тенденция преобладания выезда из районов Севера не ослабла. Количество граждан, при выезде имеющих право на получение жилищной субсидии и ожидающих ее или компенсацию за сданное на Севере жилье, ежегодно достигает 7 - 8 тыс. чел., а вместе с членами семей - более 20 тыс. чел.
Изменение численности населения в 1926 - 1999 годах, сальдо миграции населения в 90-х годах, уровень безработицы, бюджетная обеспеченность муниципальных образований и в расчете на одного жителя значительное выбытие работников бюджетных организаций показаны в приложениях 2 - 6, отражающих социальную сторону миграционной ситуации. На начало 1999 г. обеспеченность бюджетных расходов собственными доходами в депрессивных районах снизилась до 28% в Мамско-Чуйском и 25% в Катангском, что в пересчете на одного жителя составило соответственно 0,93 тыс. руб. и 1,16 тыс. руб. Вместе с тем величина прожиточного минимума на 3-й квартал 1999 г. определена в сумме 1167,5 руб/мес. для Катангского района (статус района Крайнего Севера), 1001,5 руб/мес. для других районов Севера области (приравненных к Крайнему Северу десяти муниципальных образований), 851,6 руб/мес. для несеверных районов области и 867,6 руб/мес. в среднем по области.
Анализ социальной структуры мигрантов показывает, что среди них преобладает трудоспособное население. Образовательный уровень мигрантов достаточно высок, подавляющее большинство их имеет профессии. Ключевое положение проблемы: ухудшение экономического состояния районов Севера определяет длительный и значительный отток из них населения, а выезд экономически активной части населения способствует накоплению негативных и даже необратимых последствий для развития экономики этих районов.
С одной стороны, необходимость государственного регулирования выезда значительной части населения из районов Севера области связана с закрытием ряда населенных пунктов, где ликвидированы или подлежат ликвидации основные в прошлом предприятия, с целесообразностью переселения трудоспособных, желающих остаться на Севере, в другие поселки данного или соседнего района, с острой потребностью снижения бюджетных расходов по содержанию социальной сферы и ЖКХ, по завозу товарных ресурсов в отдаленные районы и населенные пункты с ограниченной транспортной доступностью. С другой стороны, необходимость регулирования процесса миграции органами государственной власти и местного самоуправления связана с государственными гарантиями и компенсациями гражданам, прожившим и проработавшим на Севере регламентированно установленный срок: с выделением средств федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования строительства жилья для выезжающих, предоставления жилищных субсидий или компенсаций за сданное в месте выезда жилье, оплаты проезда и провоза багажа до нового места жительства.
Комплекс стоящих вопросов и указанных обстоятельств составляет основу рассматриваемой проблемы и является совокупностью факторов разработки и реализации данной программы. Ключевые блоки программы связаны: с ведением учета и соблюдением порядка переселения желающих выехать из районов Севера и одновременно имеющих право на государственное финансирование всех или части расходов по переселению и приобретению жилья в местах вселения; со строительством жилья в несеверных районах для переселенцев и выделением, начиная с первоочередных социальных групп, жилищных субсидий и положенных компенсационных выплат; с переселением населения из закрывающихся (ликвидируемых) поселков, а также другой части населения, оказавшейся экономически избыточной на данном историческом этапе страны. Другие вопросы программы следует считать также важными, но больше сопутствующими, чем ключевыми.
Основополагающим принципом переселения является его добровольный характер с одновременным признанием, что переселение экономически избыточной части населения северных территорий является вынужденной мерой, требующей регулирования на государственном и муниципальном уровнях управления.
Другой путь решения проблемы миграции экономически избыточной части населения северных районов области - достижение высокого уровня их социально-экономического развития и качества жизни населения. Этот путь тоже требует многих лет реформирования экономики и привлечения значительных инвестиций. Движение по такому пути - самостоятельный и более общий предмет государственной региональной политики, реализация которого должна идти одновременно с решением рассматриваемой проблемы. Вместе с тем следует признать, что в условиях продолжающегося системного кризиса государства достижение такого уровня самодостаточного развития всех районов Севера области в обозримые годы не является более реальным, чем действенные государственные меры регулирования миграции населения северных территорий.
Цели программы:
- снять социально-демографическую напряженность в северных районах области, связанную с образованием экономически избыточной части их населения (в том числе напряженность на рынке труда вследствие затянувшейся реструктуризации, сокращения и ликвидации производств, роста безработицы в районах выезда);