Состояние пожарной безопасности в Иркутской области вызывает серьезные опасения. В 2000 году в области произошло 5560 пожаров, потери от которых составили более 31 миллиона рублей. В результате пожаров погибло 394 человека, в том числе 30 детей. За 2 месяца текущего года в области произошло 1102 пожара с материальным ущербом 10,6 млн. рублей, погибло 119 человек, в том числе 8 детей.
В сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось количество пожаров на 5,96%, материальные потери уменьшились на 82,08%, гибель людей увеличилась на 27,96%.
За последние пять лет среднегодовой показатель количества пожаров и погибших людей на пожарах на 100 тысяч населения в области выше аналогичного показателя по России на 13,5% и 14,9% соответственно.
Сложившееся положение с пожарами в области обусловлено комплексом проблем правового, материально-технического и социального характера.
Одной из причин такого положения дел является недостаточность средств, выделяемых на осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, низкая техническая оснащенность подразделений пожарной охраны.
Подразделения Государственной противопожарной службы являются главной и решающей силой в выполнении боевых задач в городах на объектах различных форм собственности, организациях различных министерств и ведомств. В связи с сокращением ведомственных пожарных команд, добровольных пожарных дружин увеличилась нагрузка по тушению пожаров и проведению связанных с ними аварийно-спасательных работ на подразделения ГПС МВД РФ.
В подразделениях области 7 зданий пожарных депо, или 11% от общего числа зданий к эксплуатации не пригодны, подлежат списанию с баланса. Остальные 55 зданий требуют капитального ремонта и реконструкции.
Фактическая штатная положенность пожарной техники УГПС УВД Иркутской области за счет средств областного бюджета составляет 425 единиц.
В настоящее время на вооружении подразделений пожарной охраны по областному бюджету стоит 400 пожарных автомобилей (укомплектованность 94%). Однако 81% эксплуатируется сверх нормированного срока и требует замены. Обновление пожарной техники в области производится на крайне низком уровне. По областному бюджету подлежит списанию 325 (81%) автомобилей, из них 146 (72%) автоцистерн, 16 специальных, 153 вспомогательных автомобилей, практически все пожарные автолестницы и коленчатые подъемники.
Созданная в г. Иркутске специализированная часть по тушению крупных пожаров укомплектована аварийно-спасательными автомобилями лишь на 76%, спасательным оборудованием - на 38%, из них требует списания почти половина аварийно-спасательного оборудования. Служебные помещения и гараж не соответствуют нормативным требованиям, отсутствует необходимое оборудование и средства для работы в загородной зоне. В настоящее время возложенные функции, а именно тушение крупных пожаров за пределами г. Иркутска подразделение выполнять не может. Возникает сложность в проведении первоочередных аварийно-спасательных работ в областном центре.
В области также отсутствует специальная техника для тушения пожаров на предприятиях нефтехимии, складах взрывчатых и ядовитых веществ, высотных зданий.
Обеспеченность подразделений пожарно-технической продукцией в 2000 году составляет менее 25% от штатной положенности. Мероприятия программы до 2003 года предусматривают довести среднюю обеспеченность пожарных, содержащихся за счет средств частей областного бюджета, основными видами пожарно-технического вооружения и оборудования до необходимого уровня.
Имеющаяся численность подразделений Государственной противопожарной службы УВД Иркутской области недостаточна для обеспечения эффективной работы по профилактике и тушению пожаров в городах и на объектах народного хозяйства. Всего по областному бюджету содержатся 3040 единиц штатной численности. Согласно ст. 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" численность территориальных подразделений должна составлять не менее 4300 единиц. Для укомплектования полной численности необходимо 108 единиц.
Для решения существующих проблем в обеспечении пожарной безопасности необходимы целенаправленные, скоординированные действия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений, предприятий и организаций.
При жестком ограничении бюджетного финансирования успешное комплексное решение подобных вопросов пожарной безопасности масштабных и разнородных задач возможно лишь с использованием целевых методов, которые определены программами, позволяющими решать узконаправленные задачи по направлениям служебной деятельности ГПС, финансирование которых предусмотрено для их реализации.