Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ "ПРАВОПОРЯДОК-2003"


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Прогнозируемое развитие криминогенной ситуации в Иркутской области в 2001 - 2003 годах.

В 1998 и последующих годах основные социально-экономические факторы, оказывающие наибольшее влияние на темпы и характер криминализации общественных отношений, продолжают оказывать свое воздействие. К их числу относятся низкий уровень производства и занятости населения, большой объем официальной и скрытой безработицы, падение уровня жизни и социальных гарантий значительной части населения, его существенная дифференциация по доходам, наличие условий для быстрого незаконного обогащения.

В условиях утраты социальной ориентации у значительной части населения, его резкого расслоения при доминировании малообеспеченных и бедных слоев, продолжающегося влияния идеологии насилия и жестокости прогнозируется сохранение общеуголовной преступности на высоком уровне.

С учетом указанных факторов ожидается рост общего количества зарегистрированных преступлений на прогнозируемый период ежегодно от 2 до 5%, в том числе тяжких, особо тяжких (в 1999 году рост составил соответственно 20,6% и 23,6%). Количество преступлений данного вида будет иметь тенденцию к возрастанию на бытовой почве.

Относительно стабильной ожидается ситуация с корыстно-насильственными преступлениями (разбои, грабежи).

Прогнозируется значительное количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. В 1998 году количество преступлений данной категории составило 2166, в 1999 году - 2048.

Продолжается рост преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Темпы прироста данного вида преступлений за 1999 год в сравнении с 1998 годом составили 11,3%, за 10 месяцев 2000 года в сравнении с аналогичным периодом 1999 года их количество возросло на 14%, в том числе связанных со сбытом наркотиков - на 54,7%.

Сохранится тенденция к углублению криминализации экономики. В первую очередь за счет увеличения тяжких и особо тяжких преступлений в кредитно-финансовой сфере, инвестиционных и иных фондах, на каналах внешнеэкономической деятельности, в золотодобывающей, лесной, алюминиевой, нефтеперерабатывающей промышленности. Продолжится рост количества преступлений, совершаемых лицами, не имеющими постоянного источника дохода (в 1997 году вышеуказанной категорией граждан было совершено 51,5% от числа раскрытых преступлений, в 1999 году - 56,0%, 2000 г. - 55%).

Усилится криминализация подростковой среды как результат неблагополучия в социально-экономической и нравственной жизни общества. Повысится уровень групповой преступности несовершеннолетних.

Отсутствие системы надежных социальных гарантий для ранее судимых лиц, сложности трудового и бытового устройства освободившихся из мест лишения свободы, в том числе с учетом амнистии, может обусловить рост рецидивной преступности. Удельный вес в общем объеме преступлений, совершенных ранее судимыми лицами (рецидивная преступность), составил в 1997 году 37,2%, в 1998 г. - 35,9%, в 1999 году - 36,8%.

Развитие организованной преступности будет осуществляться в направлении интенсивной консолидации преступной среды. Ее лидеры и авторитеты будут стремиться к установлению согласия между различными преступными группами и сообществами при одновременном вытеснении (устранении) конкурентов с наиболее доходных территорий и сфер преступной деятельности.

Активность организованных преступных формирований, скорее всего, будет сосредоточена на расширении контроля за наиболее доходными сферами легального и нелегального бизнеса, организации и подготовке крупномасштабных посягательств на денежные средства и материальные ценности, находящиеся в государственном и частном обращении.

Не исключается усиление тенденции продвижения представителей организованных преступных формирований во властные, административные структуры всех уровней. С учетом наращивания качественного потенциала организованной преступности, передела сфер влияния будет совершаться значительное количество убийств по найму (заказу), захвату заложников и похищениям людей, вымогательства, разбои и грабежи с проникновением в жилища граждан и служебные помещения.

Одной из наиболее актуальных проблем остается борьба с преступностью в сфере экономики. Значительную часть ее в настоящее время можно определить как фактически не контролируемую обществом деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению товарно-материальных ценностей. Это либо вполне легальная не раскрываемая, но по разным причинам не учитываемая официальной статистикой и не подвергающаяся налогообложению, либо преднамеренно скрываемая или противозаконная деятельность.

Анализ сложившегося положения дел показывает, что преступность в сфере экономики - это самый динамично развивающийся процесс. Причем наиболее опасным является не темп роста экономических преступлений, а проявление нового качества преступности, криминализации экономической системы государства.

Общий прирост преступности предполагает увеличение численности осужденных и подследственных в местах лишения свободы области, особенно в колониях общего режима и следственных изоляторах. В настоящее время в местах лишения свободы области находится около 20 тысяч человек. Переполнение учреждений спецконтингентом, недофинансирование системы из федерального бюджета влечет за собой обострение проблем коммунально-бытового содержания подследственных и лишенных свободы, привлечения их к труду (создание рабочих мест), лечения, распространения среди них инфекционных заболеваний, в том числе туберкулеза, СПИДа, охраны и конвоирования, укрепления кадрового состава подразделений ГУИН Минюста России в области.

Серьезным и в определенной степени решающим обстоятельством, отрицательно влияющим на деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, является низкий уровень их финансирования (не более 1/3 от потребности) как из федерального, так и из областного бюджета.

При жестком ограничении бюджетного финансирования успешное комплексное решение вопросов эффективной профилактики правонарушений и борьбы с преступностью - масштабных и разнородных задач возможно лишь с использованием целевых методов, которые определены программами, позволяющими решать узконаправленные задачи по сферам служебной деятельности правоохранительных органов, финансирование которых предусмотрено для их реализации.