ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 марта 2001 года N 5/26-ЗС

ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ "ПРАВОПОРЯДОК-2003"

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Иркутской области "О государственных социальных программах Иркутской области" Законодательное собрание постановляет:


1. Утвердить областную государственную программу "О мерах по усилению борьбы с преступностью в Иркутской области на 2001 - 2003 годы "Правопорядок-2003" в объеме финансирования 65 млн. 870 тыс. рублей.


2. Обратиться к администрации области с предложением о необходимости изыскания денежных средств для финансирования строительства Тулунского ГУВД.


Председатель
Законодательного собрания
В.М.БОРОВСКИЙ





Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Иркутской области
от 15 марта 2001 года
N 5/26-ЗС

ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ "ПРАВОПОРЯДОК-2003"

ПАСПОРТ областной государственной программы "О мерах по усилению борьбы с преступностью в Иркутской области на 2001 - 2003 годы "Правопорядок-2003"


Основание для   1. Высокий уровень преступности в области,

разработки      значительно    превышающий   средние   показатели

программы       Российской Федерации

Государственный Администрация Иркутской   области,    Департамент

заказчик        правоохранительной     и     оборонной     работы

                     администрации области

Основные        УВД области,    Восточно-Сибирское     УВД     на

разработчики    транспорте,    Управление    Федеральной   службы

                     налоговой   полиции   по    Иркутской    области,

                     Департамент правоохранительной и оборонной работы

                     администрации области

Цели и задачи   Главной целью   программы   является    изменение

программы       криминальной  ситуации в сторону ее оздоровления,

                     обеспечение     наращивания      усилий      всех

                     государственных   и   общественных  институтов  в

                     борьбе с преступностью, по охране конституционных

                     прав  и  свобод  граждан,  созданию  условий  для

                     неотвратимости  наступления  ответственности   за

                     совершенные преступления

Обоснование     Реализация программы обеспечит:

эффективности   - повышение   уровня  общественной  безопасности,

от решения      общественного    порядка,     защиты     частной,

проблем,        государственной,   муниципальной   и   иных  форм

ожидаемые       собственности, усиление борьбы с преступностью;

конечные        - замедление темпов прироста тяжких преступлений,

результаты      правонарушений  в сфере экономики,  иных наиболее

от исполнения   распространенных видов преступлений;

программы       - создание  необходимых  условий   для   снижения

                     уровня  преступности  и  уменьшения ее негативных

                     последствий;

                     - формирование действенной  системы  профилактики

                     правонарушений;

                     - повышение    доверия    жителей    области    к

                     правоохранительным органам;

                     - привлечение   государственных   институтов    и

                     общественных организаций к решению проблем борьбы

                     с преступностью;

                     - формирование  правовой  культуры  населения   и

                     должностных лиц;

                     - обеспечение надлежащих условий для деятельности

                     правоохранительной    системы     и     повышение

                     эффективности ее работы

Сроки           2001 - 2003 годы

реализации

программы

Объемы и        Стоимость реализации   программы   оценивается  в

источники       65870 тыс. рублей из областного  бюджета,  в  том

финансирования  числе:

программы       2001 год - 22760 тыс. рублей;

                     2002 год - 22250 тыс. рублей;

                     2003 год - 20860 тыс. рублей

Перечень        - организационно-нормативное обеспечение;

намечаемых      - информационно-аналитическое обеспечение;

важнейших       - научно-методическое обеспечение;

программных     - материально-техническое обеспечение;

мероприятий     - укрепление    кадров,    их    профессиональная

                     подготовка,   социальная    защита    сотрудников

                     правоохранительных органов;

                     - повышение эффективности борьбы с преступлениями

                     против жизни, здоровья и достоинства граждан;

                     - усиление борьбы с организованной  преступностью

                     и коррупцией, с преступлениями в сфере экономики;

                     - профилактика правонарушений

Система         Ежегодные отчеты    заказчика    и   исполнителей

организации     программы   перед   администрацией   области    и

контроля за     Законодательным собранием области

исполнением

программы       Принципом построения      программы      является

                     разделение  всех  мероприятий  на   три   базовых

                     уровня:     стратегический,     тактический     и

                     оперативный,     в     интересах      обеспечения

                     сбалансированности        и       преемственности

                     организационной  деятельности  органов  власти  и

                     управления,    правоохранительных    органов    и

                     общественности


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения


Прогнозируемое развитие криминогенной ситуации в Иркутской области в 2001 - 2003 годах.

В 1998 и последующих годах основные социально-экономические факторы, оказывающие наибольшее влияние на темпы и характер криминализации общественных отношений, продолжают оказывать свое воздействие. К их числу относятся низкий уровень производства и занятости населения, большой объем официальной и скрытой безработицы, падение уровня жизни и социальных гарантий значительной части населения, его существенная дифференциация по доходам, наличие условий для быстрого незаконного обогащения.

В условиях утраты социальной ориентации у значительной части населения, его резкого расслоения при доминировании малообеспеченных и бедных слоев, продолжающегося влияния идеологии насилия и жестокости прогнозируется сохранение общеуголовной преступности на высоком уровне.

С учетом указанных факторов ожидается рост общего количества зарегистрированных преступлений на прогнозируемый период ежегодно от 2 до 5%, в том числе тяжких, особо тяжких (в 1999 году рост составил соответственно 20,6% и 23,6%). Количество преступлений данного вида будет иметь тенденцию к возрастанию на бытовой почве.

Относительно стабильной ожидается ситуация с корыстно-насильственными преступлениями (разбои, грабежи).

Прогнозируется значительное количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. В 1998 году количество преступлений данной категории составило 2166, в 1999 году - 2048.

Продолжается рост преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Темпы прироста данного вида преступлений за 1999 год в сравнении с 1998 годом составили 11,3%, за 10 месяцев 2000 года в сравнении с аналогичным периодом 1999 года их количество возросло на 14%, в том числе связанных со сбытом наркотиков - на 54,7%.

Сохранится тенденция к углублению криминализации экономики. В первую очередь за счет увеличения тяжких и особо тяжких преступлений в кредитно-финансовой сфере, инвестиционных и иных фондах, на каналах внешнеэкономической деятельности, в золотодобывающей, лесной, алюминиевой, нефтеперерабатывающей промышленности. Продолжится рост количества преступлений, совершаемых лицами, не имеющими постоянного источника дохода (в 1997 году вышеуказанной категорией граждан было совершено 51,5% от числа раскрытых преступлений, в 1999 году - 56,0%, 2000 г. - 55%).

Усилится криминализация подростковой среды как результат неблагополучия в социально-экономической и нравственной жизни общества. Повысится уровень групповой преступности несовершеннолетних.

Отсутствие системы надежных социальных гарантий для ранее судимых лиц, сложности трудового и бытового устройства освободившихся из мест лишения свободы, в том числе с учетом амнистии, может обусловить рост рецидивной преступности. Удельный вес в общем объеме преступлений, совершенных ранее судимыми лицами (рецидивная преступность), составил в 1997 году 37,2%, в 1998 г. - 35,9%, в 1999 году - 36,8%.

Развитие организованной преступности будет осуществляться в направлении интенсивной консолидации преступной среды. Ее лидеры и авторитеты будут стремиться к установлению согласия между различными преступными группами и сообществами при одновременном вытеснении (устранении) конкурентов с наиболее доходных территорий и сфер преступной деятельности.

Активность организованных преступных формирований, скорее всего, будет сосредоточена на расширении контроля за наиболее доходными сферами легального и нелегального бизнеса, организации и подготовке крупномасштабных посягательств на денежные средства и материальные ценности, находящиеся в государственном и частном обращении.

Не исключается усиление тенденции продвижения представителей организованных преступных формирований во властные, административные структуры всех уровней. С учетом наращивания качественного потенциала организованной преступности, передела сфер влияния будет совершаться значительное количество убийств по найму (заказу), захвату заложников и похищениям людей, вымогательства, разбои и грабежи с проникновением в жилища граждан и служебные помещения.

Одной из наиболее актуальных проблем остается борьба с преступностью в сфере экономики. Значительную часть ее в настоящее время можно определить как фактически не контролируемую обществом деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению товарно-материальных ценностей. Это либо вполне легальная не раскрываемая, но по разным причинам не учитываемая официальной статистикой и не подвергающаяся налогообложению, либо преднамеренно скрываемая или противозаконная деятельность.

Анализ сложившегося положения дел показывает, что преступность в сфере экономики - это самый динамично развивающийся процесс. Причем наиболее опасным является не темп роста экономических преступлений, а проявление нового качества преступности, криминализации экономической системы государства.

Общий прирост преступности предполагает увеличение численности осужденных и подследственных в местах лишения свободы области, особенно в колониях общего режима и следственных изоляторах. В настоящее время в местах лишения свободы области находится около 20 тысяч человек. Переполнение учреждений спецконтингентом, недофинансирование системы из федерального бюджета влечет за собой обострение проблем коммунально-бытового содержания подследственных и лишенных свободы, привлечения их к труду (создание рабочих мест), лечения, распространения среди них инфекционных заболеваний, в том числе туберкулеза, СПИДа, охраны и конвоирования, укрепления кадрового состава подразделений ГУИН Минюста России в области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»