ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2001 года N 5/26-ЗС
ОБ ОБЛАСТНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ "ПРАВОПОРЯДОК-2003"
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Иркутской области "О государственных социальных программах Иркутской области" Законодательное собрание постановляет:
1. Утвердить областную государственную программу "О мерах по усилению борьбы с преступностью в Иркутской области на 2001 - 2003 годы "Правопорядок-2003" в объеме финансирования 65 млн. 870 тыс. рублей.
2. Обратиться к администрации области с предложением о необходимости изыскания денежных средств для финансирования строительства Тулунского ГУВД.
ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "О МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ "ПРАВОПОРЯДОК-2003"
Основание для 1. Высокий уровень преступности в области,
разработки значительно превышающий средние показатели
программы Российской Федерации
Государственный Администрация Иркутской области, Департамент
заказчик правоохранительной и оборонной работы
администрации области
Основные УВД области, Восточно-Сибирское УВД на
разработчики транспорте, Управление Федеральной службы
налоговой полиции по Иркутской области,
Департамент правоохранительной и оборонной работы
администрации области
Цели и задачи Главной целью программы является изменение
программы криминальной ситуации в сторону ее оздоровления,
обеспечение наращивания усилий всех
государственных и общественных институтов в
борьбе с преступностью, по охране конституционных
прав и свобод граждан, созданию условий для
неотвратимости наступления ответственности за
совершенные преступления
Обоснование Реализация программы обеспечит:
эффективности - повышение уровня общественной безопасности,
от решения общественного порядка, защиты частной,
проблем, государственной, муниципальной и иных форм
ожидаемые собственности, усиление борьбы с преступностью;
конечные - замедление темпов прироста тяжких преступлений,
результаты правонарушений в сфере экономики, иных наиболее
от исполнения распространенных видов преступлений;
программы - создание необходимых условий для снижения
уровня преступности и уменьшения ее негативных
последствий;
- формирование действенной системы профилактики
правонарушений;
- повышение доверия жителей области к
правоохранительным органам;
- привлечение государственных институтов и
общественных организаций к решению проблем борьбы
с преступностью;
- формирование правовой культуры населения и
должностных лиц;
- обеспечение надлежащих условий для деятельности
правоохранительной системы и повышение
эффективности ее работы
Сроки 2001 - 2003 годы
реализации
программы
Объемы и Стоимость реализации программы оценивается в
источники 65870 тыс. рублей из областного бюджета, в том
финансирования числе:
программы 2001 год - 22760 тыс. рублей;
2002 год - 22250 тыс. рублей;
2003 год - 20860 тыс. рублей
Перечень - организационно-нормативное обеспечение;
намечаемых - информационно-аналитическое обеспечение;
важнейших - научно-методическое обеспечение;
программных - материально-техническое обеспечение;
мероприятий - укрепление кадров, их профессиональная
подготовка, социальная защита сотрудников
правоохранительных органов;
- повышение эффективности борьбы с преступлениями
против жизни, здоровья и достоинства граждан;
- усиление борьбы с организованной преступностью
и коррупцией, с преступлениями в сфере экономики;
- профилактика правонарушений
Система Ежегодные отчеты заказчика и исполнителей
организации программы перед администрацией области и
контроля за Законодательным собранием области
исполнением
программы Принципом построения программы является
разделение всех мероприятий на три базовых
уровня: стратегический, тактический и
оперативный, в интересах обеспечения
сбалансированности и преемственности
организационной деятельности органов власти и
управления, правоохранительных органов и
общественности
Прогнозируемое развитие криминогенной ситуации в Иркутской области в 2001 - 2003 годах.
В 1998 и последующих годах основные социально-экономические факторы, оказывающие наибольшее влияние на темпы и характер криминализации общественных отношений, продолжают оказывать свое воздействие. К их числу относятся низкий уровень производства и занятости населения, большой объем официальной и скрытой безработицы, падение уровня жизни и социальных гарантий значительной части населения, его существенная дифференциация по доходам, наличие условий для быстрого незаконного обогащения.
В условиях утраты социальной ориентации у значительной части населения, его резкого расслоения при доминировании малообеспеченных и бедных слоев, продолжающегося влияния идеологии насилия и жестокости прогнозируется сохранение общеуголовной преступности на высоком уровне.
С учетом указанных факторов ожидается рост общего количества зарегистрированных преступлений на прогнозируемый период ежегодно от 2 до 5%, в том числе тяжких, особо тяжких (в 1999 году рост составил соответственно 20,6% и 23,6%). Количество преступлений данного вида будет иметь тенденцию к возрастанию на бытовой почве.
Относительно стабильной ожидается ситуация с корыстно-насильственными преступлениями (разбои, грабежи).
Прогнозируется значительное количество преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. В 1998 году количество преступлений данной категории составило 2166, в 1999 году - 2048.
Продолжается рост преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Темпы прироста данного вида преступлений за 1999 год в сравнении с 1998 годом составили 11,3%, за 10 месяцев 2000 года в сравнении с аналогичным периодом 1999 года их количество возросло на 14%, в том числе связанных со сбытом наркотиков - на 54,7%.
Сохранится тенденция к углублению криминализации экономики. В первую очередь за счет увеличения тяжких и особо тяжких преступлений в кредитно-финансовой сфере, инвестиционных и иных фондах, на каналах внешнеэкономической деятельности, в золотодобывающей, лесной, алюминиевой, нефтеперерабатывающей промышленности. Продолжится рост количества преступлений, совершаемых лицами, не имеющими постоянного источника дохода (в 1997 году вышеуказанной категорией граждан было совершено 51,5% от числа раскрытых преступлений, в 1999 году - 56,0%, 2000 г. - 55%).
Усилится криминализация подростковой среды как результат неблагополучия в социально-экономической и нравственной жизни общества. Повысится уровень групповой преступности несовершеннолетних.
Отсутствие системы надежных социальных гарантий для ранее судимых лиц, сложности трудового и бытового устройства освободившихся из мест лишения свободы, в том числе с учетом амнистии, может обусловить рост рецидивной преступности. Удельный вес в общем объеме преступлений, совершенных ранее судимыми лицами (рецидивная преступность), составил в 1997 году 37,2%, в 1998 г. - 35,9%, в 1999 году - 36,8%.
Развитие организованной преступности будет осуществляться в направлении интенсивной консолидации преступной среды. Ее лидеры и авторитеты будут стремиться к установлению согласия между различными преступными группами и сообществами при одновременном вытеснении (устранении) конкурентов с наиболее доходных территорий и сфер преступной деятельности.
Активность организованных преступных формирований, скорее всего, будет сосредоточена на расширении контроля за наиболее доходными сферами легального и нелегального бизнеса, организации и подготовке крупномасштабных посягательств на денежные средства и материальные ценности, находящиеся в государственном и частном обращении.
Не исключается усиление тенденции продвижения представителей организованных преступных формирований во властные, административные структуры всех уровней. С учетом наращивания качественного потенциала организованной преступности, передела сфер влияния будет совершаться значительное количество убийств по найму (заказу), захвату заложников и похищениям людей, вымогательства, разбои и грабежи с проникновением в жилища граждан и служебные помещения.
Одной из наиболее актуальных проблем остается борьба с преступностью в сфере экономики. Значительную часть ее в настоящее время можно определить как фактически не контролируемую обществом деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению товарно-материальных ценностей. Это либо вполне легальная не раскрываемая, но по разным причинам не учитываемая официальной статистикой и не подвергающаяся налогообложению, либо преднамеренно скрываемая или противозаконная деятельность.
Анализ сложившегося положения дел показывает, что преступность в сфере экономики - это самый динамично развивающийся процесс. Причем наиболее опасным является не темп роста экономических преступлений, а проявление нового качества преступности, криминализации экономической системы государства.
Общий прирост преступности предполагает увеличение численности осужденных и подследственных в местах лишения свободы области, особенно в колониях общего режима и следственных изоляторах. В настоящее время в местах лишения свободы области находится около 20 тысяч человек. Переполнение учреждений спецконтингентом, недофинансирование системы из федерального бюджета влечет за собой обострение проблем коммунально-бытового содержания подследственных и лишенных свободы, привлечения их к труду (создание рабочих мест), лечения, распространения среди них инфекционных заболеваний, в том числе туберкулеза, СПИДа, охраны и конвоирования, укрепления кадрового состава подразделений ГУИН Минюста России в области.